Примерное время чтения: 5 минут
312

Станет ли Самара крупнейшим Поволжским центром современного искусства?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ в Самаре №23 04/06/2014
Неля Коржова / АиФ в Самаре

Там создадут Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).  Как рассказала художник, куратор, руководитель регионального отдела ПФГЦСИ Неля Коржова, первые выставки и инсталляции вокруг здания пройдут уже в августе и будут посвящены 170-летию великого русского живописца Ильи Репина.

Про людей забыли?

Аиф-Самара: Текущий  год объявлен Годом культуры в России. В Самаре наконец появится центр современного искусства. Что это значит для нашего города?

Неля Коржова: Передача здания фабрики-кухни ГЦСИ - грандиозное событие не только для самарской культурной общественности. Это будет новый центр для развития современного искусства на Средней Волге, новая точка международного обмена, место коммуникации профессионального и зрительского сообщества, открытого для экспериментов в области художественных практик, современной культуры. Конечно, он даст мощный толчок развитию искусства. Сегодня в Самаре и Тольятти художественной практикой в области актуального искусства занимается довольно много авторов. Их круг постоянно меняется, но важно не растерять потенциал, потому что в нём - основа нового художественного сообщества. Основная проблема - отсутствие мастерских. Художники просят выделить им мастерские, возможно, на конкурсной основе, через систему грантов. Большим ресурсом в Самаре является стипендия для художников города Штутгарта, созданная в рамках партнёрских отношений «Самара - Штутгарт». Ежегодно мы привлекаем большую интернациональную команду художников. Важно продолжать эту традицию, открыв президентскую программу в фабрике-кухне для международных и российских представителей современного искусства. Территория, прилегающая к памятнику, тоже будет использоваться как художественное пространство. Пока в городе существуют проблемы с открытыми художественными площадками. Планируем устраивать здесь перформансы, концерты, выставки. Кстати, мы уже провели не одну акцию. Последнюю - в рамках фестиваля «Музей как улица, улица как музей» в мае этого года. Мы устраивали шествие художников к будущему музею, и в этом процессе могли участвовать абсолютно все, кто встречался на пути. Наша стратегия на ближайшие 3-4 года ремонта памятника - проекты «Паблик Арт» с максимальным вовлечением людей в творческий процесс.

- Вы считаете, что в Самаре сегодня жить неинтересно?

- Для меня интересно. И многие столичные и иностранные друзья в последнее время хорошо оценивают наш потенциал и реалии. Но, к сожалению, много творческих, мыслящих людей уезжают из города. Ведь самая большая проблема в нашей стране - это централизация, и искусства в том числе. Так исторически сложилось, что всё «заведено» на Москву. Там и внимание, и деньги, но возможность творчески работать не только из этого складывается.

- Есть ли «утекающим мозгам и талантам» замена среди подрастающего поколения?

- Уезжают образованнейшие люди, а на их место приезжают мигранты. Надежда на то, что мигранты будут «оседать» у нас с семьями и учить своих детей в Самарской области. Только тогда новое поколение совсем иначе будет относиться к этому месту. А если просто приезжать, чтобы заработать деньги и уехать… Самара попросту превратится в город временщиков, так и останется «раздёрганным» городом. Помните, сколько волн миграций тут было? Но мы всё-таки выстояли и периодически переживаем волны расцвета.

Дают развернуться

- Центр современного искусства ещё не заработал, а на автобусных остановках реализован проект, в котором рассказано как о самом памятнике культурного наследия, так и о будущем музее. Сглазить не боитесь?

- Мы хотим подогреть интерес общественности. Обычно, когда закрывают здание на ремонт, не вывешивают никакой информации, и это вызывает много вопросов. Я считаю, что люди должны знать, что будет в этом памятнике, когда он откроется. Ведь это же социальный объект! В обновлённую фабрику-кухню важно не просто привлечь людей с помощью книжных магазинов и кафе, а предъявить уникальную программу. Мы предлагаем внедрить идею «арт-еды» с интерактивным участием зрителей. Не только духовная пища, но и буквально «ЕДА», как один из медиа-образов, может стать брендом нового центра. Большинство культурных учреждений Самары находятся в историческом центре. Фабрика-кухня наиболее близка к заводским и спальным районам и в этом смысле может стать идейным «перекрёстком» не только «старого» и «нового» города, но и разных стилей жизни, мировосприятия.

- Поддерживают ли местные власти современное искусство? Интересны ли художники меценатам, бизнесу?

- Идея о передаче здания ГЦСИ принадлежит депутату Госдумы Александру ХинштейнУ. К слову, у нас всегда было много партнёров. Когда в 1999 г. мы начали делать Ширяевскую биеннале, в Самаре вообще никто не знал о современном искусстве. Бюджет у биеннале совсем небольшой, но потенциал солидный. И теперь к нам едут современные художники со всего мира. Какой музей в Самаре может позволить себе привезти сразу 30 иностранных участников за раз? А с биеннале это стало традицией. Спасибо всем, кто поддерживал, даже если это была только моральная поддержка.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Хотели бы вы больше узнать о самарском поэте Александре Ширяевце?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах