В самарскую галерею «Виктория» из московской «Риджины» привезли работы известного современного художника, литератора и культуролога Павла Пепперштейна, объединённые названием «Город Россия». Автор предлагает свой вариант утопического будущего. В его картинах мы видим некий обобщенный мегаполис, который расположится где-то между Москвой и Петербургом.
Новая мифология…
Павел Пепперштейн - один из ярких современных отечественных художников, сооснователь арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика». Её участники - «инспекторы» - занимались философско-эстетической, литературной и художественной практикой. Они исследовали идею мифа, преломляя ее в литературных и художественных произведениях. Яркий пример прозаического опыта - двухтомник «Мифогенная любовь каст», написанный в соавторстве с писателем Сергеем Ануфриевым. Авторы придумывают собственную мифологию, строя сюжет на отсылках к русскому и зарубежному фольклору. В живописи мифическая тема полностью воплотилась в проекте «Город Россия».
…как художественная реальность
Футурологический цикл, который можно увидеть на выставке, стал реакцией на процесс перестройки российских «столиц». «Никакие успехи на пути врастания этих городов в мировую экономическую инфраструктуру не оправдываются, потому что уничтожается душа великих городов», - считает художник. Единственный выход - превратить Москву и Петербург в музеи под открытым небом, а между ними выстроить новую столицу под названием Россия.
В фантазии Пепперштейна вырастают гигантские небоскрёбы: «Чёрный куб», «Хоровод» с пляшущими женскими фигурами в платках и валенках, антенна для общения с умершими, красная пирамида. Именно в неё и заключат город на целых 200 лет.
Тут же парят скульптурные группы и скалы с высеченными на них лицами руководителей России. Все картины словно складываются в некий альбом будущего с пояснительным текстом. «Город Россия» - красивая и яркая утопия, но без неё теряется и сам смысл существования нашей страны…