Примерное время чтения: 7 минут
153

Говорить, что он великий, художнику нельзя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. "АиФ-Самара" 15/07/2010

Означает ли это, что у него появился реальный шанс повлиять на развитие художественной жизни в губернии?

Чиновникам нужны художники

АиФ - Будете теперь вопреки российской вековой традиции дружить с властью?

И.М. - У нас в России какое-то неправильное представление, что искусство должно развиваться само по себе, расти, как трава на ветру. Да кончилось уже деление на «мы» и «они»! Художникам нужны чиновники, а чиновникам плохо без нас. Им же теперь указание президента предстоит выполнять о том, что все проблемы, в т.ч. и экономические, надо решать через культуру.

- И как вы будете взаимодействовать?

- Вместе с министерством культуры разрабатывать планы работы и решать задачи по развитию изобразительного искусства. Планируем групповые выставки по районам области «Художники Поволжья», участвовать в них будет живописцев по двадцать. С минобразования тоже будем проводить детские конкурсы. Юные победители поедут в Питер на выставку в Инженерный замок Русского музея. В августе в Сергиевском районе состоится живописный пленэр «Родные просторы», это продолжение фестиваля «Шёл солдат. Урок истории». Тема: портреты ветеранов и окружающий мир. Все портреты будут подарены районному краеведческому музею. По итогам фестиваля в сентябре пройдёт искусствоведческий семинар. А на декабрь запланирован конкурс «Картина года» - каждый молодой художник может прислать в электронном виде свои произведения, из них выберут лучшие. Эти конкурсы сделаем традиционными - в декабре и в мае.

- Так вы поддерживаете творчество молодых?

- Да, отмечаем талантливых ребят и их курируем. Я, кстати, очень негативно отношусь к проектам типа «Стань звездой». Художнику, с его тонкой оргнизацией, говорить, что он великий, нельзя. У меня на глазах парень «зазвездил», начал пить, а в итоге повесился. Творческий потенциал был у него высок, но физических возможностей, профессионализма не хватало. И он глушил «гормоны творчества». А когда человеку дают возможность развиваться - получать дополнительное образование, участвовать в творческих поездках, - для молодого таланта это выше всяких похвал и наград, а талант - это большой труд. Если есть возможность работать, совершенствоваться, у человека не возникает потребности пить, колоться и т.д. Вот недавно мы проводили акцию «Портрет ветерана». Нигде в России ничего подобного не было. Молодые художники ездили по сёлам области, писали маслом портреты живых ветеранов. У Алексея Зуева из Тольяти в ходе поездки возникло желание создать серию графических работ о Великой Отечественной войне. И мы ему помогли поехать в подмосковный Дом творчества, где есть все условия для работы графикам. Творческие командировки будем теперь чаще организовывать для молодых и желающих творить.

Политики на пленэре

- Это за счёт Союза художников. А бизнес помогает?

- Пока не очень. Предлагаем бизнесу вкладываться в искусство, но пока нет доброй воли к поддержке прекрасного. Зато страшилок на экранах ТВ много показывают, там учат, как надо убивать, пить, курить, колоться. В музеях создаются попечительские советы. Но иногда это просто инвестиции в дорогие вещи - картины, яйца... А вкладываться в культуру - это совсем другое. Это поддержка талантов грантами, премиями. Вообще трудно представить, что наши самарские бизнесмены, думцы или кандидаты всякие приехали бы на какую-то выставку и поговорили там на фоне картин «с народом» о роли искусства в жизни людей. Мы в нашей программе обозначили такие мероприятия как «внедрение инноваций в пропаганду изобразительного искусства» (улыбается). Предлагаю политикам неплохой пиар-ход: «засветитесь» на пленэре, поддержите крупный выставочный проект. И много людей, гораздо больше, чем вы думаете, по­благодарят за ваше внимание к культуре! В будущем году, который объявлен Годом культуры Самарской области, мы хотим наш проект «Родные просторы» «раздвинуть» на четыре стороны света. Вот вам огромное публичное пространство! Музыканты, художники, скульпторы разъедутся по всей губернии, а затем представят результаты своего труда на большой выставке.

- Как у нас, кстати, с выставочными площадями? Собирались ведь на самарском элеваторе, по примеру московского винзавода, создать центр современного искусства.

- Пользы много и от компактных выставок, которые можно возить по районам области. Это важно для сельчан. Ведь даже бывая в крупном городе, мало кто из них идёт в музей. А здесь можно побродить, посмотреть, пообщаться с авторами картин. Так что порой и 100 квадратных метров достаточно. Что касается элеватора - идея была замечательная. Площади выставочные - отличные. На элеваторе можно и мастерские для художников организовать. Но в этом проекте необходимо участие городских властей. Если город заинтересован в развитии современного искусства, тогда нужно помочь с коммуникациями - со светом, газом, отоплением. И на элеваторе получились бы прекрасная сцена, выставочный зал. Там самое место проводить симпозиумы, концерты, размещать инсталляции.

Монетки для Алёнушки

- Про инсталляции... Недавно в самарском арт-центре была выставка «Золото для народа». Один художник представил современный мир в конструкции из банок из-под кока-колы, сложенных в большой череп. А в бассейн с печальной Алёнушкой, сделанной из пенопласта, посетители бросали монетки...

- Союз художников России не отрицает разные тенденции в развитии современного искусства. Я сам работаю в разных пластических формах. Но задача нашей организации - пропаганда реалистической школы изобразительного искусства. Кстати, авангардисты, задавшие когда-то темп движения современного искусства, были прекрасными реалистами. И модерн, конструктивизм идут от реализма. Нет основы, нет школы - художник будет стоять на месте. А кто стоит на месте, тот умирает. Поэтому когда мы устраиваем творческие выезды, то стараемся формировать группы пятьдесят на пятьдесят: молодые художники и мастера-наставники.

- У самого-то остаётся время на творчество?

- Недавно в Самаре открыли мой памятник Виктору Литвинову, в Новокуйбышевске в парке Победы установлена гранитная композиция «Дети - фронту».

- А как ваши скульптуры, созданные года три назад на самарском скульптурном симпозиуме? Они по-прежнему на лыжной базе?

- Да, я отдал своему товарищу на лыжную базу «Склон». Долго писал заявки главному художнику города, чтобы их в Самаре поставить, потом бросил писанину... Подарки городу оказались не нужны. А ведь деньги на тот симпозиум дали банки и предприниматели города. В 2002 году в небольшом украинском городке Южноукраинск 16 художников установили скульптуры в парке с молоденькими деревьями, где недавно был пустырь, - и городок ожил. У нас в Самаре вроде бы много скверов и парков, но они превращаются в приют бомжей и наркоманов. Пространство надо насыщать, организовывать с помощью скульптуры. В нашем городе почему-то не приживаются симпозиумы ваятелей. Так что теперь будем организовывать скульпторов в Выборге и Саранске в 2011 году, а в 2012 году - в Сочи. Самаре это не грозит. К слову, в этом году моя работа «Аленький цветочек» отмечена на конкурсе «Наше Отечество». При поддержке администрации президента выставку работ, существующих пока в макетах и эскизах, устроили в Манеже. Она стала своеобразной «художественной» рекомендацией муниципалитетам, какие скульптуры годятся для города. Я посвятил композицию Аксаковым: писателю-отцу, чьё 220-летие будем отмечать в следующем году, сыну-губернатору и внучке Ольге, для которой и была написана знаменитая сказка. Эта самарская семья может оказаться в скверике на углу улиц Красноармейской и Фрунзе, где когда-то стоял дом Аксаковых. Но при условии, что власти города захотят иметь такой памятник.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах