АиФ в Самаре: Светлана Петровна, мы привыкли жалеть культуру. Библиотекари, мол, нищенствуют, актёры бегают по «халтуркам», музейщики едва концы с концами сводят. Неужели всё так грустно и наши власти сферу культуры игнорируют?
Светлана Хумарьян: Не всё, конечно. Но в лексиконе высоких государственных управителей редко встречается слово «культура». Ещё двадцать лет назад, как ни критикуют нашу страну за «совковость» и за то, что финансирование культуры осуществлялось по «остаточному принципу», деньги тратились на созидающее искусство. Теперь много средств в стране идёт на шоу-бизнес, который забивает настоящую культуру. А европейские симфонические оркестры, оперные и балетные труппы до сих пор живут русскими кадрами. Нетребко, Гулегина, Хворостовский, Стаценко, Вишнева, Семионова - вот они, наши «дорогие» для Запада имена. Это всё подлинное, настоящее, делающее честь России. И как хотелось бы, чтобы мы сами востребовали их, а не распыляли по всему миру. Ведь мы понимаем ту огромную роль, которую играет культура в развитии России. Она, как говорил академик Лихачёв, делает людей НАРОДОМ.
- Может быть, наконец с этого года забота о развитии культуры станет приоритетом?
- Хотелось бы. Но вот посмотрите: из госбюджета России 170 млрд руб. направлено на спорт и 100 - на культуру. Не менее важно, какие будут выбраны приоритеты в расходовании этих средств. Чтобы не получалось, что есть памятники воробьям, Вуди Аллену, а Мусоргский памятника не удостоен. Или когда нашим государственным руководителям задают вопрос, какие у них любимые композиторы, какие направления в музыке, они отвечают - «Битлз», Стинг...
Теряем вершины
- Когда-то Самара была известна на всю страну своими фестивалями, оперными постановками, художественными выставками. А один из филиалов выставочного зала Союза художников был расположен на Безымянке. Там сейчас, кстати, находится ресторан.
- Да, раньше в нашем городе проводили классические объёмные фестивали - театральные, музыкальные: конкурс имени Кабалевского, конкурс вокалистов имени Глинки, всероссийский фестиваль национальной драматургии...Если в центральной прессе упоминалась Самара, то это могла быть и мировая премьера оперы с Ростроповичем, Стуруа, и спектакли, связанные с титанами в своей сфере - Петером Штайном, например. Обидно слышать, что культурное лицо Самарской области сейчас олицетворяет «Рок над Волгой». Мы гордимся тем, сколько тысяч людей на нем присутствуют, забывая собственный опыт сельских открытых площадок, на которых выступали известные в стране артисты. Кроме того, в 90-е годы на восьми постоянных площадках ежемесячно выступали артисты театра оперы и балета: Нефтегорск, Большая Глушица, Исаклы, Черниговка, Сергиевск. Сердце замирало от счастья, когда я заходила в клуб и не могла найти свободного места. Залы набивались битком. Большие мероприятия, такие как «Год Алабина» или «Россия сильна провинцией», способствовали сплочению людей. Нашему народу свойственна соборность, россияне любят массовые мероприятия. Я думаю, что этим опытом не следует пренебрегать, чтобы отвлечь наших россиян от «ящика» и компьютера.
Все - в «Сад»!
- Про «Иоланту» в сельском клубе сейчас уже и не помнит никто!
- В село можно выезжать с симфоническими концертами, театральными постановками. В Год культуры, я считаю, нужно как можно больше внимания уделить именно провинции. Там живут очень талантливые люди, созидатели. И я очень рада, что Год культуры начался в нашей области с фестиваля самодеятельного народного творчества «Рождённые в сердце России». Такой фестиваль прошёл впервые. В то же время саму глубинку надо подтягивать к высокому искусству. Раньше проезжаешь мимо филармонии - стоят дорогие машины. Значит, эстрадники выступают. А если автобусы - понятно, это концерт классической музыки, и зрители приехали из наших сёл. Мы считали, что сельчане должны обязательно слышать, видеть своих знаменитых современников, музыкантов и актёров.В районах была обширная сеть музыкальных и художественных школ. И хотелось бы, чтобы в Год культуры была исправлена грубая ошибка по передаче этих школ в систему образования. Их нужно вернуть в культурную отрасль.
- В преддверии чемпионата мира много говорят о бренде города. Что, на ваш взгляд, может стать визитной карточкой Самары культурной?
- Культура нашей области развивается 160 лет. Ровесники губернии - драмтеатр, библиотека, музей… Но ведь это же очень небольшой возраст. Мы не дошли до вершин, которые должны взять. Хореографическое училище, не имея необходимого интерната, испытывает естественные трудности. В Самаре до сих пор нет большого выставочного зала художников - это обедняет культурную жизнь. Художник с мировым именем Станислав Фёдоров не имеет возможности устроить в родном городе персональную выставку. А уникальное наследство Александра Васильева и его отца запрятано в запасниках музея. Самаре нужны своя академия художеств, своя консерватория, театральный вуз.
Визитной карточкой Самары культурной мог быть и художник Валентин Пурыгин. Брендом столицы губернии должны стать фестиваль балетного искусства Аллы Шелест, эксклюзивные Волжский народный хор, фестиваль детских театров «Золотая репка». Надо их поддерживать! Как и похвистневский фестиваль «Сад» или новокуйбышевский «ПоМОСТ». Я, кстати, рада, что возродились Поволжские театральные сезоны, нашлись силы и средства у минкульта и Союза театральных деятелей. Другое дело, чтобы всё это стало брендом, надо активнее пропагандировать. Надеяться только на эффективный менеджмент нельзя. «Объективная истина в субъективных пристрастиях» - говорил Марсель Пруст. Всё лучшее в культуре появляется тогда, когда собираются люди, готовые вложить душу в своё дело, в свои идеи, добрые начинания. Когда экскурсия по музею из обыденности выходит на уровень дела всей твоей жизни, когда рядовой спектакль играется как премьера, тогда сохраняется культура.