Однако выяснилось, что прежняя самарская команда уже не будет принимать участие в празднике. Скандал, связанный с фестивалем, вскрыл основные проблемы региональных малых театров. Об этом и не только мы побеседовали с руководителем театра Игорем Шадриным.
Избранных больше нет
- Марина Куцина, Аиф-Самара: Как так получилось, что в этом году фестиваль «Пластилиновый дождь» пройдёт без своего идейного вдохновителя - театра с одноимённым названием?
- Игорь Шадрин: Всем творческим процессам нужен бюджет. Наш фестиваль мы всегда проводили при поддержке областного агентства по реализации молодёжной политики. И он всегда был совершенно бесплатным для зрителей (у нас никогда не было никакой билетной системы). Но в этом году тендер на проведение фестиваля выиграла организация из другого города. Сейчас они ищут подрядчиков и артистов, чтобы обеспечить техническое задание.
- А зритель от этого выиграет?
- Думаю, что нет. Мы всегда помимо основного бюджета искали дополнительные средства, чтобы сделать праздник ярче и красочнее. Сейчас, судя по срокам и ситуации, средства выделяются в меньшем объёме, а это отразится на качестве мероприятия и его зрелищности.
- У нас в регионе порядка 20 малых театров. Самарцы чаще всего воспринимают их, как некую художественную самодеятельность, несмотря на то, что там работают профессиональные актёры и режиссеры. Откуда «ноги растут» у этого клише?
- Я не согласен с такой постановкой вопроса. Сегодня во всех культурных подвижках границы между профессионалами и самодеятельностью размываются. Технологии позволяют зрителю смотреть все мировые шоу в Интернете. Поэтому бывает, что некоторые профессиональные театры выглядят гораздо хуже, чем непрофессиональные театральные коллективы. Исчезает некая табуированность культурного слоя, избранных больше нет. Большая часть постановок в открытом доступе. Тут, как говорится, бери и впитывай. Поэтому единственное отличие негосударственных театров - в финансировании. Профессиональные театры «сидят» на бюджете - артисты получают зарплату, выделяются средства на постановки, есть своя база. Мелким приходится выбираться на собственном энтузиазме. У них, как правило, нет «базы»: своего помещения, мест для хранения декораций, свободных средств. Что касается нашего театра, то нам отчасти везёт, у нас создалась сплочённая команда очень профессиональных людей. И в творческой части, и в области менеджмента. Поэтому мы можем позволить себе иметь собственную базу и творчески развиваться.
Надежда на Жигули
- За границей молодым театрам заявить о себе помогают фестивали. У нас же попасть на наши площадки начинающему театру необыкновенно сложно, да и сами фестивали можно по пальцам перечесть…
- Если сравнивать Европу, то там уличное театральное движение отличается от российского. За рубежом эти процессы идут уже давно и заложены в расписание городских мероприятий. У нас всё только начинается. Как массовое явление уличное театральное движение набирает силу у нас в стране лишь последние 7-9 лет. Конечно, есть фестиваль уличных театров в Архангельске, которому более 20 лет. Но сегодня, как грибы после дождя, появляются новые. К ним постепенно проявляют интерес и городские власти. Что касается Самары, то наш город очень значим в уличных театральных процессах. К примеру, театр «Пластилиновый дождь» - частый гость на подобных действах и в России, и за рубежом. Среди «уличников» самарские артисты в «пятёрку» первых точно входят. Как начинается сезон (с мая по октябрь), мы посещаем 7-8 крупных фестивалей. Это не считая мелких поездок.
- В областном министерстве туризма всё еще лелеют на-дежду сделать наш город второй Венецией, чтобы развивать событийный туризм. Вы как считаете, это возможно?
- Исходя из сегодняшней ситуации - пока это не очень получается. В регионе помимо фестивалей и уличных представлений должны появиться свои «магниты» для туристов. Сравнить, к примеру, Казань и Самару. Понятно, что в столице Татарстана есть Кремль, и своя структура, куда можно привлекать туристов. Если бы наша администрация сумела выстроить событийный туризм вокруг тех же Жигулей, то мы могли бы пытаться быть конкурентоспособными. У региона есть для этого потенциал.