Примерное время чтения: 7 минут
378

Почему россияне продолжают путать Самару с Саратовом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Самара 14/12/2011

Культурный инструмент

- Михаил, социологи выяснили, что две трети  жителей мегаполисов занимаются нелюбимым делом, для них жизнь начинается после работы. И если в городе нет интенсивной культурной среды, то у горожан появляется ощущение пустоты.  Массовой эмиграции пока у нас не наблюдается, но ощущение культурной пустоты есть. Согласны?

- Не совсем.  На самом деле у нас тратятся более значительные, чем в других регионах, средства на культуру. У нас достаточно много низовых инициатив: есть частные галереи,  арт-проекты, уличные культурные акции.   В Самаре  проходят интересные фестивали: архфестиваль «Остров свободы»,  Ширяевская биеннале, «Рок над Волгой».  Но…  Культурная среда разобщена и не видит перед собой ясных перспектив развития. И когда  чиновники в который уже  раз заговаривают о бренде Самары, то собирают историков и начинают рассуждать про Самару космическую, Самару просвещённую,  научную, сердце России.  А россияне продолжают путать наш город с Саратовом.  Нет  одной, стержневой, идеи, которая концентрировала бы все культурные новшества  и была чётко привязана к нашему региону.   Между тем главным принципом «новой культурной политики», которую пропагандирует «Культурный альянс»,  куда  в прошлом месяце вступила Самара, является взгляд на культуру как на инструмент «развития территории».

- В  каких регионах уже реализуется новая культурная политика?

-  Существует так называемый пермский феномен. На примере этого города можно увидеть, что в постиндустриальном мире культура не плетётся в хвосте экономики, а, напротив, становится основной движущей силой.  Может, там и началось всё с гельмановского проекта, но теперь у них есть цель – получить к 2018 году статус культурной столицы Европы, и всё развитие города  этой цели подчинено.  Или взять Тверь, где, как оказалось, сосредоточено  более двух третей полиграфических мощностей страны,  - там всё концентрируется вокруг проекта «Издательский рай». Создатели проекта намереваются «притянуть»  к уже существующим полиграфическим мощностям дизайнеров, писателей, редакторов.  Этот проект вместе с  проектами развития Санкт-Петербурга, которому было предложено вернуться к идее Петра Первого и продолжить «прорубать окно в Европу», Ижевска  как центра слияния искусства и высоких технологий  был представлен пару недель назад  на заседании Большого правительства в Санкт-Петербурге.

Владычица речная?

- И что решили с ребрендингом Самары? Известно же, что самые крутые бренды мира – это вновь созданные проекты, предметы, идеи…

- До сего времени  мало вспоминали  об одном из самых ключевых брендов всей России, на который Самара имеет полное право претендовать.  Это бренд «Волга».  И Самара имеет все возможности  «захватить» бренд «Волга» и активно его использовать для продвижения на российском и международном пространстве. Предлагается сделать Самару лицом Волги. И все основные проекты сконцентрировать вокруг «волжской» темы.  Идея «захвата» Волги понравилась всем.   Тем более для того, чтобы Самара стала столицей Волги, есть все предпосылки.

- Какие? То, что в Самаре самый большой флот маломерных речных судов и самый мощный водный трафик?

-  И  это каким-то образом  можно в дальнейшем  использовать.  Пока мы предлагаем четыре проекта-флагмана, которые позволяют объединить культурное пространство города и позиционировать Самару.  Это  международный фестиваль набережных, речная биеннале, программа паблик-арт и архитектурный фестиваль. Все они должны координироваться новой культурной институцией, которую можно условно назвать музеем Волги. Очень важно понимание того, что музей  не должен стать ещё  одной структурой, подчиненной департаменту культуры. Он должен решать вопросы, находящиеся в ведении разных департаментов — это и туризм, и благоустройство, и строительство, какие-то социальные задачи. Соответственно, должны использоваться и ресурсы разных ведомств. Администрация сообщает о проблемах, стоящих перед городом (например, нужно облагородить какую-то индустриальную зону с помощью паблик-арта), а музей формирует проект, проводит конкурс и  приводит зону в порядок. 

Издалека долго...

- Силёнок-то у культуры хватит, чтобы   справиться  со всеми  самарскими проблемами?

- Один из ключевых для «Культурного альянса» принципов — культура должна решать задачи города, а не просто выполнять роль необязательного «десерта». Искусство может стать толчком к развитию всех элементов города, ведь оно  хорошо умеет открывать новые смыслы в привычных каждому вещах... Музей  Волги, кстати, можно вполне  использовать  для оживления какой-то промзоны, например, наконец реализовать давно обсуждаемый проект с превращением  элеватора в культурный центр. Что касается нашего проекта, то ведь можно по-новому представить и самарскую мифологию, которая неразрывно связана с Волгой, объединить  культурные и спортивные проекты,  направленные на  арт-освоение волжских  берегов  и волжской  акватории  (фестиваль «Правый берег»,  парусная регата),  наполнить новым смыслом  существование «речного братства» – «Ассоциации городов Поволжья», наконец, сыграть на самоощущении жителей «я - волжанин». Или вот пятикилометровая набережная отремонтирована, но ради чего? Между тем  её можно сделать ежегодным местом встречи культур великих рек – Темзы, Сены, Нила, Камы,  Невы...   Тему воды  можно трактовать ещё более широко -  собирать, например,  в городе все течения в искусстве.

Есть у нас  ещё один вариант размещения музея Волги - расположить  его на понтоне, чтобы буксировать в другие города и на волжские острова. Тогда можно было бы, используя водные пути, делать доступные для всех горожан события не только на набережной, но и, например, на Барбошиной поляне, на островах Поджабный, Коровий,  Голодный. 

- Почему другие города не использовали  тему Волги? Казань, к примеру, два года назад  за сорок тысяч рублей в Роспатенте запатентовала  бренд «Третья столица России». Надо ли оформить юридически бренд «Самара – столица Волги»?

- Тема «Почему Самара?» при  обсуждении  на Большом правительстве возникала. Ответ простой: конкуренция городов — это реальность. И мы оказались первыми.  Что касается юридического оформления  культурного статуса Самары – идея, может, и неплохая, но, думаю, будет реализована в последнюю очередь. Ведь главное для нас не получить патент, а преобразовать город, повысить с помощью культуры его привлекательность как для жителей, так и для туристов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах