Одна треть детей в области не признаны отцами. В 2011 году 117 матерей отказались от своих детей в роддоме. Растёт доля неполных семей с детьми, обречённых на нищету, - отцы не платят алиментов. Даже термин появился в последние годы «карусель развода» - ребёнок вовлекается в многолетние семейные конфликты.
Мнение | |
---|---|
Надежда ТЕЛЕПОВА, доктор психологических наук: - Еще только 2-3 десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого конкретного социума: семьи, школы, пионерской (комсомольской) организации. Сегодня мы наблюдаем огромное социальное пространство, хаос в потоке информации со стороны телевидения и Интернета. Современные ученые всерьез заговорили об экологии души человека, его внутреннего мира и психики. Представьте себе, что однажды количество мусора, например, в лесу превысит некий допустимый уровень, произойдёт повреждение системы и внутри неё появится более примитивная система – свалка. Так же происходит и с информацией, которая оказывает влияние на психику. |
4 тысячи семей (6 тысяч детей) в социально опасном положении, то есть стоят на различных видах учета.
ВЦИОМ проводил опрос по проблемам семей в Самарской области трижды, в 2005-м, 2009-м и 2011 годах. Все три раза на первое место в списке проблем опрошенные ставили алкоголизм и наркоманию в семьях, на второе - детскую преступность, на третье - низкий материальный уровень жизни. Заметили, ничего не меняется!
«Только за прошлый год более 600 детей стали сиротами при живых родителях, так как их мамы и папы были лишены родительских прав, в том числе за жестокое обращение с детьми», - отмечает Козлова.
Мнимое благополучие
Но не только у детей из неблагополучных семей есть проблемы. В исследовании Давида ФЕЛЬШТЕЙНА, вице-президента Российской академии образования, названы 16 отличий современных подростков от их сверстников, живших всего 7-8 лет назад. Причём 14 - изменения в худшую сторону, только 2 - в лучшую. У современных детей учёные фиксируют: снижение когнитивного развития (то есть всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика); снижение энергичности, желания активных действий; рост эмоционального дискомфорта; снижение уровня любознательности и воображения; рост «экранной» зависимости; неумение разрешать простые конфликты и агрессивный характер самостоятельно принятых решений; ограничение общения со сверстниками и рост чувства одиночества.
Но есть и плюсы, отмечают учёные, последние годы увеличилось число одарённых детей и всё чаще они вместо поиска развлечений готовы искать смысл жизни. Вот только где и у кого?