Самарский крест
Сорок пять лет назад, 14 сентября 1967 года, в Куйбышеве было зарегистрировано рождение миллионного жителя. «Юбилейной» горожанкой стала Наташа Белова. После этого город получил право претендовать на строительство метро и различные преференции для поддержания статуса мегаполиса. Максимальной численности Самара достигла в 1991 году - 1 260 103 человека, прибавив за четверть века 260 тысяч жителей.
Но буквально через год Самарская область одной из первых в стране оказалась в потоке депопуляции, опередив всё население России. Именно в нашем регионе органы статистики зафиксировали отрицательный естественный прирост, названный впоследствии демографами русским крестом. Это когда на графике смертей и рождений обе кривые пересекаются, а линия рождаемости падает вниз. Неуклонно снижалось и число жителей губернской столицы.
Обнародованный недавно отчет ООН о социально-демографическом состоянии городов мира записал Самару в 28 самых быстро вымирающих городов планеты. Губернская столица заняла 12-е место, расположившись между украинской Одессой и российским Санкт-Петербургом.
Несколько лет назад за регуляцию рождаемости в стране взялись чиновники. И до сих пор они уверяют, что нынешний рост рождаемости обеспечен бурной пропагандой рождаемости и крепкой государственной поддержкой семей с детьми. По мнению руководителя самарского управления Росстата, с 2007 года, после того как государство простимулировало рождение детей материнским капиталом, в семьях стало расти число рождений вторых и третьих детей. Если в 2006 году женщин, решившихся на рождение второго ребенка, было 29,8%, а третьего - 5,1% от общего числа рожениц, то в 2010 году второго рожали 35,8%, третьего - 7,4%. Но демографы смеются - на самом деле управлять приливами и отливами населения власть может немногим больше, чем погодой.
- Конечно, материнский капитал, а главное - общая стабилизация жизни дают какой-то эффект, но не стоит его преувеличивать. Тем более что просто поощрять сам факт рождения ребёнка - опасная стратегия. В погоне за материнским капиталом «поправляют» демографию в основном неблагополучные семьи, - считает Бэла НИКИТИНА, демограф, кандидат социологических наук. - На самом деле демографические волны подчиняются своей логике. И сейчас подъем рождаемости, потому что пришёл срок многочисленного поколения конца 1980-х. А скоро вступит в дело малочисленное поколение 1990-х - начала 2000-х, и рождаемость снизится.
Точечная помощь
Впрочем, государственная поддержка семей, рискнувших родить второго и третьего ребёнка, больше напоминает пропагандистский треск. На деле оказалось, что за кусок земли для многодетных семей нужно выложить огромный налог, а чтобы получать причитающиеся льготы - ежеквартально доказывать, что семья бедна и несчастна.
С 1 января 2013 года третий и каждый последующий ребенок до трёх лет будет получать пособие от 7 тысяч рублей. Но выплата будет предоставляться нуждающимся в поддержке семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает сложившейся величины среднедушевого дохода в Самарской области. Например, в следующем году он составит 26 460 рублей.
- К тому же про ныне живущие многодетные семьи, выходит, как всегда, опять забыли? - возмущается руководитель Ассоциации многодетных семей Самарской области Юрий иванов. - С юридической точки зрения это дискриминация: родившийся 31 декабря не получит помощь от государства, а 1 января - получит, не говоря уже про всех остальных. Такую же несправедливость мы уже испытали и при принятии закона о материнском капитале.
- Я просто не пойду добывать кучу справок, чтобы доказывать, что я малоимущая! - говорит тольяттинка Людмила Александрова, педагог и мама шести детей. - Мы не бедствуем. А за льготы, положенные вроде бы государством, надо с ним в битву вступать. Поэтому мы пользуемся только теми льготами, за которые не нужно обивать пороги различных ведомств для сбора справок. Это 100 рублей в месяц на каждого ребёнка-школьника на проезд; 30% за коммунальные услуги. Да и всё, пожалуй. Есть, конечно, счастливчики, которым власти помогли. Но это просто фактор везения, а не продуманная политика поддержки многодетных семей. Вот тольяттинской семье Рогачевых, у которых был один ребёнок, а затем родилось сразу четверо детишек, дали квартиру. А те тольяттинки, у кого по шесть-семь детей, выходит, в расширении жилплощади не нуждаются?
- Нам же нужен механизм, который поможет поддерживать рождение большого количества детей в тех семьях, где для родителей важны сами дети, - поясняет Никитина. - Но такого механизма нет. По официальной статистике, в Самарской области из 10 тысяч многодетных семей за чертой бедности живут более 70%.
Заграница нам поможет?
Ещё в начале «нулевых» при подготовке генерального плана развития Самары до 2020 года группа самарских демографов просчитала несколько вариантов.
- Первый - потеря Самарой статуса города-миллионника, - рассказывает руководитель раздела «Демография» группы по разработке генерального плана развития города Самары Валентина Мельникова. - Мы тогда рассчитали, что это могло произойти при худшем варианте развития событий. Такой тренд развития города эксперты, поставив его под первым номером, сочли пессимистичным. Согласно ему, к 2020 году губернская столица едва дотянет до 991 тысячи жителей.
Не ограничившись им, создатели генерального плана развития города предложили ещё два варианта. Второй возможен, если все декларируемые нынче мероприятия по подъёму рождаемости будут иметь эффект. То есть народ убедится, что зачатие - дело государственной важности, да к тому же выгодное, и примется активно рожать в расчёте на материнский капитал и ежемесячное пособие. Увы, последнее составляет нынче 200 рублей при прожиточном минимуме на ребёнка в Самарской области в 6202 рубля (кстати, он к тому же снизился по сравнению с I кварталом 2012 года на 227 рублей!). Тем не менее именно такую ситуацию приняли за реалистичную, обозначив её как вариант №2. В случае его реализации население Самары уменьшится лишь до 1,084 млн жителей. Оптимистичный прогноз №3 предусматривал, что на подмогу местным жителям придут пришельцы из других стран и регионов плюс в полной мере реализуется план №2.
Спустя десять лет видим, что ни один прогноз не оправдался. Налицо - четвёртый вариант. Назовём его, например, скептическим. Сейчас и в ближайшие годы единственным источником восполнения потерь населения является миграция. Причем в течение последних 20 лет миграционный поток в Самарскую область был интенсивнее, чем в среднем по России и, по прогнозам, будет только нарастать. Самара стала привлекательной в основном для безработных жителей таджикских кишлаков. Больше всех, по данным статистики, Самарская область полюбилась приезжим из Средней Азии и с Северного Кавказа (77,7%), есть небольшой приток мигрантов также из Украины, Белоруссии (4,7%) и Молдовы (1,4%). Переезжает к нам небольшое количество жителей из соседних регионов, например, из Ульяновской области и Мордовии. Китайцев, которые уже вовсю осваивают Дальний Восток и Сибирь, в Поволжье пока не много. Но между тем именно эта нация, по мнению Елены ПРУДИУС, психолога из Тольятти, может дать мощный всплеск генофонда.
- С точки зрения генетики у первого поколения детей в межрасовых браках возникает феномен гетерозиса - мощного всплеска генофонда. Это рождение красивых и здоровых детей, наделенных разнообразными талантами и высокой сопротивляемостью к патогенным влияниям среды, носителей наследия разных культур. Яркий пример гетерозиса - мулаты в Америке, наш Пушкин в России. С тем, что мигрантофобские настроения в обществе нужно смирять, согласна и Бела Никитина.
- Вы что предпочтёте? Чтобы страна вымирала на глазах, зато всё ее население было славянской внешности? Или чтобы было больше людей с внешностью восточного типа, но воспринимающих Россию как свою родину? - спрашивает демограф.
Проблема лишь в том, что для сегодняшних мигрантов Россия зачастую не родина, а всего лишь место заработка. Межнациональное напряжение от этого только нарастает, и одними призывами к толерантности эту ситуацию не исправить. Необходимо реальное наведение порядка в сфере миграции: в первую очередь - борьба с коррупцией, из-за которой бесправные и озлобленные бесчеловечным отношением к себе нелегальные мигранты становятся реальной угрозой для жителей наших городов - угрозой криминальной, эпидемиологической, экономической.
Центр сместится?
Есть ещё один вариант увеличения населения Самарской области в целом. По мнению экспертов, большая часть новых рабочих мест и возможностей создаётся в городах, подбирающихся к статусу миллионников и имеющих хорошую инвестиционную привлекательность. С 2008 года численность населения Самарской области сократилась на 0,7%, но произошло это за счет убыли городского населения, в сельской же местности народу прибавилось - на 1,3%. Скорее всего, бывшие горожане переезжают на постоянное жительство в более благоприятные в экологическом отношении сельские поселения. Но работают в больших городах. Вторым городом-миллионником вполне может стать Тольятти. Если будут реализованы продекларированные инвестиционные проекты - технопарк в первую очередь, в Автоград хлынет поток трудовой миграции. Можно ожидать, что человеческий «материал», который прибудет в Тольятти, будет иного качества.
Да и средний возраст жителей Тольятти выгодно отличается от среднего возраста жителей губернии в целом. Сейчас доля жителей старше 65 лет в Самарской области, по данным переписи 2010 года, достигла 13,4%. А это в 1,9 раза выше международного стандарта (7%), согласно которому нация считается «старой». При этом сократилась численность населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста - на 13,7 и 1,4%. Средний возраст самарчанок увеличился на 1,8 года и составил 42,4 года, у мужчин этот показатель увеличился на 2,7 года и составил 37,2 года. В первом десятилетии нового века показатели рождаемости среди женщин старше 35 и 40 лет выросли в 2,7 раза. То есть всё, как в Европе: карьера, материальная независимость - а ребёнок потом.