На прошлой неделе стало известно, что прокуратура Самары обратилась в Ленинский райсуд с иском. Она требует признать два дома незаконно введёнными в эксплуатацию.
Нашлись защитники
Строительство «посёлка Озёрный» началось в 2009 году при администрации Виктора ТАРХОВА. Деньги на этот проект выделялись немалые. По данным областного минстроя, в 2009 году на строительство посёлка из бюджетов всех уровней выделено более 780 млн рублей. С тех самых пор между переселенцами и администрацией города начались конфликты. Люди попросту отказывались переезжать в «посёлок», а в народе он получил прозвище «Позорный». Недавно в ситуацию вмешалась прокуратура Самары. Как рассказала Светлана КРАСНОВА, помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ, ведомство проверило законность расходования средств, выделенных в рамках облпрограммы, и установило, что два дома в Сиреневом переулке приняты в эксплуатацию незаконно. - Отдельные квартиры в домах № 13 и 15 не соответствуют стандартам проживания. Вместо жизненно необходимых ванной и кухни людям предложено довольствоваться их имитациями - крошечными помещениями без окон и вытяжки, - отметила Светлана Краснова. К тому же ещё почти год назад Самарский районный суд установил: первоначальный проект домов, прошедший госэкспертизу, был видоизменён: на бумаге значились обычные помещения под кухню, а не «кухнезаменители». Недавно жилищной проблемой «Озёрного» заинтересовались и правоохранительные органы — полицейские начали свою проверку. - Установлено, что разрешение на ввод в эксплуатацию двух жилых домов было выдано неправомерно, технические условия подключения их к теплоснабжению застройщик не выполнил, работы по подключению домов новой застройки к котельной «Кирзавод № 6» не проводились. Прокуратура города обратилась в Ленинский районный суд с требованием признать незаконным разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, возложить на главу Самары обязанность устранить допущенные нарушения и отменить данное разрешение. Иск находится в стадии рассмотрения, - рассказала Краснова.
На честном слове
Люди, которых городские власти пытаются переселить в новый посёлок из ветхих домов, уверены: жить в «Озёрном» нельзя. Самарчанка Надежда РЕМЕЗОВА, например, живёт на ул. А. Толстого, в доме-развалюхе которому больше ста лет. Но даже такое жильё на «Озёрный» ни она, ни её соседи менять они не хотят. - Слышала, что квартиры там без окон, а подъезды уже рушатся и фактически тонут в дерьме: канализация подступает из подвалов. Не поедем ни за что! - отрезала Ремезова. Кстати, в июле этого года жители ветхих и аварийных домов Красноглинского района первыми доказали в суде, что квартиры в «Озёрном» для проживания непригодны. Технический директор ООО «Геотехстрой», проводившего экспертизу квартир в «Озёрном», Александр КАЗАНКОВ рассказал нам, что в «посёлке» повсеместно нарушение строительных норм, само место не благоустроено. - Там не были проведены водозащитные мероприятия, а ведь «посёлок» фактически поставили на озёрах. Из-за влажности в домах появился грибок. А это может выйти боком здоровью жильцов, - отметил Казанков. - «Озёрный» никогда бы не прошёл госэкспертизу. Вот только здания высотой до трёх этажей и площадью до полутора тысяч кв.м. могут вводиться в эксплуатацию и без неё. По словам сотрудников компании Дмитрия ПЛЕХАНОВА и Александр СИМОНОВА, грибковый налёт там не только в подъездах, но и в квартирах, повсюду запах плесени. Вытяжки не вытягивают из квартир влагу. На лестничных клетках видны дефекты несущих конструкций. Переселенцы, ездившие смотреть свой будущий дом, рассказывали, что замечали на стенах трещины, появившиеся и разросшиеся за несколько минут их пребывания там. Внутренняя отделка, которая планировалась как чистовая, — вообще отдельный разговор. Обои разного цвета, кое-где порванные, с подтёками, потёртостями, из-за влажности отслаиваются, линолеум тоже порванный, разбухшие двери не закрываются. «А ведь подразумевалось, что люди должны просто въехать туда и жить! По факту же отделку сделали абы как», - возмущён Александр Симонов.
Чемодан без ручки
На момент сдачи номера городская администрация не подготовила ответ на наш запрос о судьбе «Озёрного» сейчас, когда в дело вмешалась прокуратура. Но на пресс-конференции, прошедшей в конце июля, замруководителя департамента управления имуществом Вадим КУЖИЛИН признал, что качество строительства там низкое. «Эти дома находятся на гарантии, и переехавшим туда помещение ремонтируют. «Озёрный» изначально можно было сделать некой жемчужиной на те деньги, которые были выделены и освоены. Но мы имеем то, что имеем», - резюмировал Кужилин. Гарантия на эти квартиры, конечно, есть. «Но не думаю, что все дефекты там можно будет ликвидировать», - считает депутат Самарской гордумы Максим ФЁДОРОВ. - Если суд признает дома непригодными для жизни, неизвестно, как будет развиваться ситуация. Куда переселять ныне живущих в этих домах людей? Откуда брать на это деньги? Получается какая-то безысходность, - продолжил Максим Фёдоров. - Можно было бы с большим успехом построить многоэтажные дома непосредственно в городе, где есть вся инфраструктура. Нормальные площадки под эти цели в городе найти можно. Так или иначе, нынешней горадминистрации придётся отдуваться за ошибки старой, при которой «посёлок» решили строить. Ведь если суд удовлетворит иск прокуратуры, то после отмены разрешения на ввод непригодных для проживания домов в эксплуатацию придётся переделывать все строительные огрехи. «Озёрный» — не единственный в своём роде в Самарской области. По словам Александра Казанкова, примерно такого же качества строительство и в самарском «посёлке Кошелев проект», что рядом с ТЦ «Мега-Самара». А ещё, по информации наших читателей, «на одних пластиковых окнах» держатся дома в посёлке Авангард, расположенном неподалёку от райцентра Алексеевка.
МНЕНИЕ
Ирина СКУПОВА, уполномоченный по правам человека в Самарской области: - Такой подход, как в «Озёрном», и с позиции качества застройки, и с позиции отдалённости, ставит отселенцев в положение людей «второго сорта». Строительство жилья «эконом» класса не должно превращаться в крохоборство, когда некоторые помещения больше похожи на чуланы, чем на комнаты – ведь это часть государственной жилищной политики! И её результаты должны быть достойными. Думаю, недопустимо принуждать людей туда переселяться. Тот, кто согласен, у кого не выхода – пусть переезжают. Можно также использовать свободные квартиры в качестве манёвренного жилого фонда. А там, где есть установленные судом нарушения, – взыскивать с заказчиков и организаций, уполномоченных на ведение контроля за строительством.
Ваган КАРКАРЬЯН, заслуженный архитектор России: - Я не понимаю, зачем город уходит в какие-то степи, строят какие-то микрорайоны с непонятными названиями. Нужно осваивать берега Самарки, вниз и вверх от моста на Авроре.