Недавно мы рассказали о нелёгкой жизни обитателей самарских трущоб ("Избушки в мегаполисе", "АиФ-Самара" N36).
Их хибары сулят снести ещё с середины 70-х годов прошлого века. История с переселением жильцов аварийного дома N273 на ул. Советской Армии в Самаре случилась в веке нынешнем - мы писали об этом три года назад ("Ремонт накануне сноса", "АиФ-Самара" N47 от 23.11.05 г.). Увы, вынуждены к ней вернуться.
"На птичьих правах"
Аварийный дом всё стоит, хотя Октябрьская райадминистрация объявила жильцам о срочном отселении ещё в декабре 2004 года. Как нам рассказала хозяйка одной из квартир Ольга Цыганова, сейчас из 16-квартирного дома отселены жильцы 10 неприватизированных квартир. С собственниками ещё четырёх мэрия вопрос решила своеобразно. В мае 2006 г. их уговорили переселиться в новый дом по адресу: Ташкентский пер., 43... без оформления права собственности. В официальных документах из горадминистрации это мотивировали тем, что квартиры в новом доме, построенном частично за счёт средств городской программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья", не были оформлены в муниципальную собственность. Быстро это сделать городская власть, видимо, не могла. Людей убедили вселиться в новые квартиры "на птичьих правах" - под обещание передать их в собственность позднее, когда оформление завершится. Вот чем это обернулось, в частности, для 80-летней вдовы участника Великой Отечественной войны Лидии Витальевны Малофеевой. Её вселили в новую квартиру по письму начальника отдела по учёту и распределению жилплощади горадминистрации Анатолия Поликарпова в КЖКХ Кировского района, на территории которого расположен дом. И тут же стали начислять ей по новому адресу коммунальные платежи, причём без учёта вдовьих льгот. Лидия Витальевна из прежней квартиры, понятно, выписалась. И пошла прописываться в новую. А в паспортном столе ей дали от ворот поворот. Объяснив, что без свидетельства о праве собственности на квартиру зарегистрировать её по новому адресу не могут. Старушке пришлось перепрописаться в прежнюю квартиру в своём аварийном доме, чтобы не остаться без пенсии и медпомощи. В довесок ей стали начислять коммунальные платежи ещё и по месту прописки.
Отдувались за промахи властей
Только в январе 2008 г. несостоявшихся собственников, в том числе и Малофееву, пригласили в жилотдел мэрии для оформления договора мены их прежних квартир в аварийном доме на новые с последующим оформлением на них права собственности. Но счастливого финала снова не получилось. Регпалата дважды приостанавливала государственную регистрацию договора мены. Повод: мэрия не представила документы, подтверждающие законность отселения. Отдувались опять отселенцы. Семьи Галузиных, Ватлашовых, Комаровых, Малофеевых, посчитав, что после заключения договоров мены они зарегистрируются в новом жилье, из старого выписались. Но когда Регпалата регистрацию права собственности приостановила, им пришлось восстанавливать прописку по "аварийному" адресу. Для Лидии Витальевны Малофеевой это была уже вторая перепрописка.
В ещё более "подвешенном" состоянии семья Цыгановых. От предложения переселиться в дом на Ташкентском пер., 43 Цыгановы отказались, так как вместо "двушки" в старом доме им предложили 1-комнатную квартиру. Ольга Цыганова предложила мэрии поступить по Жилищному кодексу - выплатить за её собственное жильё выкупную цену, а она сама приобретёт квартиру, которая её устроит. Кстати, право на такой вариант подтвердил прокурор Самары Рашид Бадалов. Однако, по словам Цыгановой, ей теперь вообще ничего не предлагают. Лишь из ответа горпрокурора на своё обращение она узнала, что "вопрос о выселении семьи Цыгановой из аварийного дома будет решаться в судебном порядке путём выкупа помещения". Но когда это произойдёт, не сказано ни слова.
Непрошеные соседи
Между тем в аварийном доме творится странное. В части выселенных квартир невесть откуда появились новосёлы. Кто эти люди; кто разрешил им занять жилплощадь в доме, подлежащем сносу; почему они живут там без прописки и кто затеял этот маленький бизнес в муниципальном доме? Эти вопросы "аборигены" аварийного дома не раз письменно и устно задавали в ЖЭУ, участковому, писали в рай-, гор- и облпрокуратуры. Единственное, чего удалось добиться, - гастарбайтеров, строящих коттеджи по соседству, из дома выселили. Но несколько квартир, по словам Цыгановой, по-прежнему заняты посторонними. А из облпрокуратуры пришёл ответ: "...по информации начальника ЖЭУ-3 и УУМ ОВД Октябрьского района, двери квартир NN1,7,8,12,14,16 опечатаны и незаконно проживающих лиц не обнаружено"...
Деньги есть, дела нет
Сколько времени оставшимся законным жильцам аварийного дома придётся жить бок о бок с неизвестными им соседями и обивать пороги чиновников, неизвестно. Самое удивительное, что обрести новое жильё они не могут не потому, что у города нет денег на реализацию программы переселения из ветхого и аварийного жилья. С этим-то как раз всё в порядке. Очевидно, тормозит дело халатность и некомпетентность городских чиновников. Другого объяснения, почему при наличии новых квартир и исправном финансировании программы город не смог за четыре года расселить 16-квартирный дом, просто нет...
Языком цифр
20 из 37 муниципальных образований губернии имеют на своих территориях ветхое и аварийное жилье. В переселении нуждаются почти 60 тысяч человек. В текущем году на отселение выделено 726,2 млн. рублей, из которых на 1 сентября освоено 405,16 млн. рублей, или 55,8% от выделенных средств.