Женя Клименко в 11 классе, как любой другой старшеклассник, долго размышляла, куда поступать. Она очень хотела стать дизайнером одежды, как Валентин Юдашкин или Жан-Поль Готье. И поняла, что начинать путь в профессию легче всего с техникума лёгкой промышленности. Оказалось, что учиться там не так уж и плохо. Правда, после окончания техникума Женя всё же решила продолжить обучение любимой специальности в одном из самарских вузов. На швейное производство не пошла.
Смены в люльках нет
Молодой смены нет не только в ателье, но и у прокатных станов, токарных станков и в люльках монтажников-высотников. Всего же в регионе не хватает несколько тысяч квалифицированных рабочих. Их ждут почти на всех 360 средних и крупных предприятиях области. По информации службы занятости, больше всего вакансий – в металлообрабатывающей и машиностроительной областях, в строительстве. Высок спрос на сварщиков, строгальщиков, фрезеровщиков, токарей, слесарей-ремонтников, слесарей-сантехников. 60-70% квалифицированных рабочих – пенсионного или предпенсионного возраста. Ещё лет семь назад ситуация с рабочими кадрами оценивалась как критическая. За эти годы от дефицита приблизились к катастрофе. - В средние профессиональные учебные заведения поступает 30 - 35 % девятиклассников, 15% - идут за начальным профессиональным образованием. После 11 класса большинство выпускников стремятся поступить в вузы, – говорит руководитель управления профессионального Образования и науки Минобразования Светлана Джаджа.
Ждут опытных
По словам чиновницы, приём в начальные и средние профессиональные учебные заведения зависит от прогнозов рынка труда. Но, несмотря на научный подход, рабочие руки по–прежнему в дефиците. - Чиновники лукавят, - утверждает исполнительный директор союза работодателей Самарской области Юрий Паротькин. - Из 5602 ребят, которых согласно плану примут в этом году в начальные профутехчилища, 1527 рискуют остаться без работы. А это 25%. Работодателям не нужны 870 запланированных поваров - смело можно «уполовинить» их количество, не нужны контролёры банка, кассиры. Из 8307 будущих учеников техникумов и колледжей (СПО) более 1200 (15%) отправятся прямиком на биржу труда.
Рабоче-крестьянские кадры
Не снизила напряжённость на рынке труда, по мнению представителей службы занятости, и программа стажировки. Хотя на то, чтобы заставить работодателей принимать «зелёных» рабочих, из областного бюджета в этом году пошло 99 миллионов рублей. Как объяснила главный специалист Управления профессионального образования и науки Минобразования Диана Карташёва, государственная служба занятости предоставляла субсидии работодателям, взявшимся обучать молодёжь в заводских цехах и на стройплощадках. Кстати, доплачивали – по 2800 рублей за «голову» - и их наставникам. Но предприятия предпочитают сами искать нужные им кадры. «Электрощит», к примеру, привлекает к работе сельчан, собирая по утрам жителей Нового Буяна, Курумоча и Бинарадки в автобусы. Некоторые самарские фабриканты часть производства передают в колонии.
В пролетарии из неудачников
- У нас по телевизору всё больше «эффективных менеджеров» показывают, а не людей из горячих цехов, - называет Джаджа одну из причин того, что рабочие профессии стали непрестижными. - Включишь телевизор, а там сплошные бандиты и проститутки. А нашим детям фильмы про другие профессии нужны, - добавляет Поротькин. Два года подряд на «Открытом уроке» школьникам рассказывают, что все работы хороши. Но потом включается домашняя пропаганда: «свяжешься с рабочими, станешь алкоголиком». На 1 ноября 2010 года в самарских вузах училось 30 тысяч человек, тогда как в системе НПО – 6,5 тысяч, СПО – 7 тысяч. Государство по-своему пытается затащить выпускников в работяги: начинает сокращать бюджетные места в вузах. Ещё один источник пополнения пролетариата – неудачники. Из 14 849 выпускников самарских школ 312 сдали обязательные ЕГЭ на двойку и аттестаты о среднем образовании не получат. Они тоже вольются ряды пэтэушников, с аттестатом за 9 класс. Пойдут в «каблухи» и те, кому не хватит баллов для поступления в вуз. В училища зачисляют до октября.
Конкурса нет практически нигде. Ира Печенина, студентка Сызранского механико-технологического техникума, мечтает: «Вот закончу техникум - пойду продавать цветы. Говорят, зарплата цветочницы – 25 тысяч рублей, а на наших предприятиях предлагают в лучшем случае девять». Она права, средняя зарплата на промпредприятиях области - от 5 до 15 тысяч рублей (по информации союза работодателей) - на трудовые подвиги не вдохновляет. И всё равно, считают в Минобрнауки, ремесло, пусть любое, в руках даёт больше уверенности в теперешней жизни. Не повезёт с «чистенькой» работой - рабочие руки всегда нужны. Кстати, некоторые выпускники Самарского техникума лёгкой промышленности, поработав «на дядьку», сами стали хозяевами мастерских по пошиву карнавальных костюмов, свадебных нарядов, меховых и кожаных вещей.