На круглом столе, который организовал еженедельник «Аргументы и факты в Самаре», собрались представители самарских вузов и крупнейших предприятий, чтобы поговорить о том, какие кадры нужны сегодня и чьей заботой должна быть их подготовка.
Не хотят работать руками
Сегодня на передовых производствах для рабочих создают комфортные условия труда, а также возможности для профессионального роста и повышения квалификации. Однако по-прежнему в обществе успешная карьера не ассоциируется с рабочими специальностями. Светлана ЕЛЬКИНА, заместитель директора Центра профессионального образования Самарской области, заметила, что дети, даже с самыми средними способностями, любой ценой стремятся попасть в вузы.
«Чаще всего это происходит под давлением родителей, которые готовы платить за обучение и помочь своему ребёнку получить специальность, по которой, скорее всего, он не проработает ни дня. «Медвежью услугу» им в этом оказывают и негосударственные вузы, беря любых студентов - лишь бы платили. А уже имея диплом о высшем образовании, человек не хочет быть рабочим. Получается, что сегодня непрестижно быть рабочим и создавать материальные ценности своими руками», - говорит она.
С тем, что потерян престиж рабочих профессий, согласен и Владимир ГУСЕВ, директор ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж»: «Одна из дефицитных специальностей сегодня - мастер производственного обучения. Это должен быть и техник, и педагог: то есть человек должен хорошо разбираться в профессии и уметь этому учить других. Так вот если раньше наше учебное заведение выпускало в год около 200 мастеров производственного обучения, то сейчас набираем одну группу. Мало желающих - потерян престиж профессии».
«Рецептом» по возрождению престижа рабочих профессий, по мнению депутатов, может стать их активная государственная пропаганда. «В советское время проводили различные конкурсы и соревнования для рабочих, сейчас же всего этого просто нет. Очень слабая информполитика по освещению рабочих профессий проводится в Самарском регионе. А ведь можно было бы устраивать фотовыставки, посвященные трудовикам, проводить фестивали профессионального мастерства. В любом случае это должен быть целый комплекс мер с вовлечением и студентов, и вузов, и работодателей», - говорит заместитель председателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Игорь ВЕРШИНИН. По словам народного избранника, для Думы эти вопросы сегодня первостепенные. «Дефицит рабочих специальностей в губернии налицо, на производстве людей не хватает, проблему необходимо решать любым способом. Мы контролируем ситуацию и специально для этого создали рабочую группу на базе нашего комитета и комитета по промышленности», - уверяет Вершинин.
Назад к «Советам»?
На круглом столе вузы и предприятия обсуждали и возможные способы, какими можно привлечь молодёжь на заводы. Большинство предложенных решений были родом из Советского Союза.
Это и система дуального образования, в рамках которой вуз и производство совместно обучают студента, деля между собой теорию и практику. Молодой человек приходит на практику на завод и там получает наставника, задача которого - научить и показать разные виды работ на производстве, а не загрузить монотонной и скучной деятельностью.
Может помочь и профориентация в школах. «Например, уже 7 лет существует проект «Открытый урок», в рамках которого по самарскому телевидению идёт цикл передач о разных специальностях, - поделилась Наталья Овсянкина. - Рассказывают о них представители крупных предприятий, успешные представители разных профессий. Ежегодно проходят Недели труда и проф-
ориентации, на которых мы проводим профдиагностику школьников, помогая им понять, какая работа подходит им больше всего».
Целевой набор на предприятия, по которому предприятие оплачивает обучение студента, а тот по окончании вуза должен не меньше трёх лет отработать в компании, по мнению работодателей, связан с некоторыми сложностями. Заключается трёхсторонний контракт между вузом, студентом и компанией. Но сегодняшние студенты воспринимают обязательства проработать на конкретном предприятии не меньше трёх лет как современное крепостное право. По данным регионального министерства образования, всего в прошлом году «целевиков» в регионе насчитывалось 5,9 тыс. человек, в то время как всего студентов в губернии - 130,8 тыс.
Руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников СГАУ Владислав КНЕСТЯНИН говорит, что практика целевого набора даёт свои результаты, но к коренному перелому ситуации с кадровым голодом не приводит:
- По целевой программе мы готовим 250 специалистов в год для «ЦСКБ-Прогресс». У большинства выпускников нашего вуза, как правило, нет проблем с трудоустройством. Однако, выбирая, где работать, многие из них уезжают в другие страны - ежегодно около
1 млн выпускников вузов находят работу в зарубежных компаниях. Причина проста - там больше платят и больше предлагают возможностей. Наши же компании могут предложить молодому специалисту зарплату в 15 тыс. руб.
«Конечно, предприятия должны участвовать в подготовке кадров - ведь они точно знают, какие специалисты им нужны. Поэтому в нашем институте открыт прикладной бакалавриат, где в обучении участвуют и вуз, и предприятия, - у них есть возможность полностью скомпоновать учебную программу - провести курсы, практические занятия», - рассказывает Алексей САЛМИН, декан факультета информационных систем и технологий, заместитель руководителя приёмной комиссии ПГУТИ.
Еще одна проблема - нехватка специалистов именно технического профиля. По мнению Салмина, перевес «лириков» над «физиками» закладывается ещё в школе. «Что сегодня чаще всего сдают школьники? Обществознание. Потому что этот предмет сдать легче, чем физику или химию. А более высокие баллы учеников по результатам ЕГЭ обеспечат и школам высокий рейтинг», - констатирует эксперт.
Владимир СУББОТИН, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара»:
- Наши работники - один из главных стратегических ресурсов предприятия. Именно их профессионализм обеспечивает конкурентоспособность компании, способствует успеху в достижении поставленных целей. Поэтому растить кадры мы начинаем со школьной скамьи. Ежегодно с целью профориентации в наши филиалы трудоустраиваются более 1000 школьников, мы регулярно организуем ознакомительные экскурсии на производственные объекты. Среди учеников 11 классов проводим конкурсы знаний по математике и физике. Победители, в случае успешной учёбы в вузе, с 3-го курса и старше получают дополнительную стипендию и гарантии дальнейшего трудоустройства в нашей компании. Ежегодно производственную и преддипломную практику на предприятии проходят более 150 студентов. 40-50 молодых специалистов, окончивших высшие и средние учебные заведения, год из года принимаем на работу. Молодые специалисты проходят годичную стажировку «под крылом» опытных наставников. Обучение, повышение квалификации сотрудников продолжается и в дальнейшем - как в сторонних учебных заведениях, так и на самом предприятии. Для этого создан отдел подготовки кадров. Обучение на собственной учебной базе проводится по 20 рабочим профессиям.
Раиса ШОВДИНА, начальник производства молочного комбината «Самаралакто» ГК Danone в России:
- Мы всегда стараемся связывать подготовку кадров с конкретными нуждами бизнеса. Например, сегодня нам требуются сменные мастера производства. Мы разработали специальный проект в рамках программы «Поколение Милк». Проект по подготовке сменных мастеров производства - это стажировка с прохождением пяти этапов - от укладчика до сменного мастера, фактически руководителя среднего звена. Кандидаты в этот проект проходят индивидуальное собеседование с директором завода, в конце каждого этапа их ждет аттестационный экзамен, а в процессе освоения каждой ступени они получают зарплату. Такая форма ребятам интересна, это как вызов, сможешь ты или нет.
Наша принципиальная позиция - говорить с каждым кандидатом о плюсах и минусах работы, а не просто расхваливать своё дело. Наша задача здесь - максимально полно познакомить их с производством, показать его плюсы и минусы. При этом мы понимаем, что для них это новая область, новое оборудование, на котором они никогда не работали, новые люди. Поэтому первое, что мы обещаем нашим практикантам (как и нашим новым сотрудникам): мы всегда будем с вами. Вы сможете задать свои вопросы, мы поможем, если вы с чем-то не справитесь. Потому что наша главная задача - научить, а не отпугнуть.
Мы уделяем студентам много внимания, потому что понимаем: мастер - это ключ ко всему производству. Он должен быть организатором, должен уметь вести за собой. И в то же время прекрасно знать все участки и нюансы технологического цикла. Безусловно, в готовом виде «с улицы» или с вузовской скамьи такого специалиста сегодня получить невозможно.
Мария ЖАРКОВА, директор по связям с общественностью представительства «Волга» ГК Danone в России:
- На мой взгляд, проблема кадрового голода - государственная и должна решаться на государственном уровне. И начинается она с правильной мотивации школьников, причём не учеников выпускных классов, а хотя бы шестиклассников. Для них были бы полезны факультативные занятия по профориентации - в каждой школе хотя бы раз в неделю нужно рассказывать детям о разных профессиях. На такие уроки могли бы приходить представители разных компаний. Однако тут важно выбрать направление таких занятий.
Бессмысленно, например, в сельской школе вводить обязательный факультатив, на котором рассказывают о работе режиссёра или оператора. Сколько операторов может выйти из села? Один-два самородка. А остальные? В селе нужны учителя, врачи, работники агропромышленного комплекса. Вот с этими профессиями детей и нужно знакомить с ранних лет.
Чтобы заинтересовать ребёнка, мало одних лекций. Любому человеку интереснее и полезнее увидеть производство своими глазами, а не слушать рассказы о нём. На наших заводах мы проводим экскурсии, чтобы дети своими глазами увидели, что такое современное молочное производство. Когда они видят, что это сложный процесс со множеством систем, им становится интересно.
Мы заинтересованы в квалифицированных специалистах и готовы готовить их сами.
У компании Danone есть специальная программа по подготовке кадрового резерва - «Поколение Милк», в рамках которой студенты могут получить именную стипендию предприятия, а также попасть к нам на стажировку, на экскурсию или поучаствовать в специальных проектах.
Я уверена, что мы не единственное предприятие, которое старается готовить себе кадры. Однако всё это - частная инициатива. Только когда решение кадрового голода станет государственной задачей, мы сможем говорить о государственно-частном партнёрстве в этом вопросе и сможем сообща искать решение проблемы.
Нина КОСАРЕВА, член комитета по образованию и науке Самарской губдумы:
- Ситуация с нехваткой рабочих рук сложилась во всех отраслях - и в промышленности, и в образовании, и в здравоохранении. Молодежи хочется «вечного праздника» и легких денег. Как это ни банально, но вернуть престиж рабочих профессий может только очень четкая государственная политика. И в первую очередь начинать необходимо с заработных плат. Ведь сегодня в Самарской области начинающий медик или педагог зарабатывает 4-10 тыс. руб. И как на эти деньги можно жить вообще? Второе важное направление - грамотная пропаганда рабочих профессий. Людям необходимо объяснить, что это не стыдно, а, наоборот, престижно. Так, как это было в советское время. Ведь были и турбазы, и профессиональные лагеря, где люди «вливались в среду». Сейчас этого всего нет. Конечно, я не исключаю и экономический фактор, свою роль просто-напросто может сыграть дефицит кадров в этой сфере. Из-за нехватки специалистов предприятия в конце концов будут вынуждены платить рабочим гораздо больше, чем менеджерам.
Александр ДУБОВИК, психолог:
- Человек, который не сам выбирает профессию (например, за него это делают родители), редко становится успешным в жизни. Как рассказывала моя знакомая: «У меня родители - связисты. Когда я заканчивала школу, мне родители предложили сделать выбор, куда пойти учиться - «в связь или в связь». И - о, чудо, я выбрала связь». Если человек выбирал профессию не сам, ему незачем хорошо работать - он ничего не хочет достичь в своей профессии.
Здорово, когда родители смогли создать для своего ребёнка стартовые возможности, своеобразный стартовый пинок. Но если он даётся не в том направлении, в котором ребёнок хочет развиваться, то толку от него не будет.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.