Примерное время чтения: 6 минут
224

На заводах некому трудиться

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Самаре №13 26/03/2014
Александр Фирсов / АиФ

На круглом столе, который организовал еженедельник «Аргументы и факты в Самаре», собрались представители самарских вузов и крупнейших предприятий, чтобы поговорить о том, какие кадры нужны сегодня и чьей заботой должна быть их подготовка.

Не хотят работать руками

Сегодня на передовых производствах для рабочих создают комфортные условия труда, а также возможности для профессионального роста и повышения квалификации. Однако по-прежнему в обществе успешная карьера не ассоциируется с рабочими специальностями. Светлана ЕЛЬКИНА, заместитель директора Центра профессионального образования Самарской области, заметила, что дети, даже с самыми средними способностями, любой ценой стремятся попасть в вузы.

«Чаще всего это происходит под давлением родителей, которые готовы платить за обучение и помочь своему ребёнку получить специальность, по которой, скорее всего, он не проработает ни дня. «Медвежью услугу» им в этом оказывают и негосударственные вузы, беря любых студентов - лишь бы платили. А уже имея диплом о высшем образовании, человек не хочет быть рабочим. Получается, что сегодня непрестижно быть рабочим и создавать материальные ценности своими руками», - говорит она.

С тем, что потерян престиж рабочих профессий, согласен и Владимир ГУСЕВ, директор ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж»: «Одна из дефицитных специальностей сегодня - мастер производственного обучения. Это должен быть и техник, и педагог: то есть человек должен хорошо разбираться в профессии и уметь этому учить других. Так вот если раньше наше учебное заведение выпускало в год около 200 мастеров производственного обучения, то сейчас набираем одну группу. Мало желающих - потерян престиж профессии».

«Рецептом» по возрождению престижа рабочих профессий, по мнению депутатов, может стать их активная государственная пропаганда. «В советское время проводили различные конкурсы и соревнования для рабочих, сейчас же всего этого просто нет. Очень слабая информполитика по освещению рабочих профессий проводится в Самарском регионе. А ведь можно было бы устраивать фотовыставки, посвященные трудовикам, проводить фестивали профессионального мастерства. В любом случае это должен быть целый комплекс мер с вовлечением и студентов, и вузов, и работодателей», - говорит заместитель председателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Игорь ВЕРШИНИН. По словам народного избранника, для Думы эти вопросы сегодня первостепенные. «Дефицит рабочих специальностей в губернии налицо, на производстве людей не хватает, проблему необходимо решать любым способом. Мы контролируем ситуацию и специально для этого создали рабочую группу на базе нашего комитета и комитета по промышленности», - уверяет Вершинин.

Назад к «Советам»?

На круглом столе вузы и предприятия обсуждали и возможные способы, какими можно привлечь молодёжь на заводы. Большинство предложенных решений были родом из Советского Союза.
Это и система дуального образования, в рамках которой вуз и производство совместно обучают студента, деля между собой теорию и практику. Молодой человек приходит на практику на завод и там получает наставника, задача которого - научить и показать разные виды работ на производстве, а не загрузить монотонной и скучной деятельностью.

Может помочь и профориентация в школах. «Например, уже 7 лет существует проект «Открытый урок», в рамках которого по самарскому телевидению идёт цикл передач о разных специальностях, - поделилась Наталья Овсянкина. - Рассказывают о них представители крупных предприятий, успешные представители разных профессий. Ежегодно проходят Недели труда и проф-
ориентации, на которых мы проводим профдиагностику школьников, помогая им понять, какая работа подходит им больше всего».

Целевой набор на предприятия, по которому предприятие оплачивает обучение студента, а тот по окончании вуза должен не меньше трёх лет отработать в компании, по мнению работодателей, связан с некоторыми сложностями. Заключается трёхсторонний контракт между вузом, студентом и компанией. Но сегодняшние студенты воспринимают обязательства проработать на конкретном предприятии не меньше трёх лет как современное крепостное право. По данным регионального министерства образования, всего в прошлом году «целевиков» в регионе насчитывалось 5,9 тыс. человек, в то время как всего студентов в губернии - 130,8 тыс.

Руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников СГАУ Владислав КНЕСТЯНИН говорит, что практика целевого набора даёт свои результаты, но к коренному перелому ситуации с кадровым голодом не приводит:

- По целевой программе мы готовим 250 специалистов в год для «ЦСКБ-Прогресс». У большинства выпускников нашего вуза, как правило, нет проблем с трудоустройством. Однако, выбирая, где работать, многие из них уезжают в другие страны - ежегодно около

1 млн выпускников вузов находят работу в зарубежных компаниях. Причина проста - там больше платят и больше предлагают возможностей. Наши же компании могут предложить молодому специалисту зарплату в 15 тыс. руб.

«Конечно, предприятия должны участвовать в подготовке кадров - ведь они точно знают, какие специалисты им нужны. Поэтому в нашем институте открыт прикладной бакалавриат, где в обучении участвуют и вуз, и предприятия, - у них есть возможность полностью скомпоновать учебную программу - провести курсы, практические занятия», - рассказывает Алексей САЛМИН, декан факультета информационных систем и технологий, заместитель руководителя приёмной комиссии ПГУТИ.

Еще одна проблема - нехватка специалистов именно технического профиля. По мнению Салмина, перевес «лириков» над «физиками» закладывается ещё в школе. «Что сегодня чаще всего сдают школьники? Обществознание. Потому что этот предмет сдать легче, чем физику или химию. А более высокие баллы учеников по результатам ЕГЭ обеспечат и школам высокий рейтинг», - констатирует эксперт.

Владимир СУББОТИН, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Самара»:
- Наши работники - один из главных стратегических ресурсов предприятия. Именно их профессионализм обеспечивает конкурентоспособность компании, способствует успеху в достижении поставленных целей. Поэтому растить кадры мы начинаем со школьной скамьи. Ежегодно с целью профориентации в наши филиалы трудоустраиваются более 1000 школьников, мы регулярно организуем ознакомительные экскурсии на производственные объекты. Среди учеников 11 классов проводим конкурсы знаний по математике и физике. Победители, в случае успешной учёбы в вузе, с 3-го курса и старше получают дополнительную стипендию и гарантии дальнейшего трудоустройства в нашей компании. Ежегодно производственную и преддипломную практику на предприятии проходят более 150 студентов. 40-50 молодых специалистов, окончивших высшие и средние учебные заведения, год из года принимаем на работу. Молодые специалисты проходят годичную стажировку «под крылом» опытных наставников. Обучение, повышение квалификации сотрудников продолжается и в дальнейшем - как в сторонних учебных заведениях, так и на самом предприятии. Для этого создан отдел подготовки кадров. Обучение на собственной учебной базе проводится по 20 рабочим профессиям.

Раиса ШОВДИНА, начальник производства молочного комбината «Самаралакто» ГК Danone в России:
- Мы всегда стараемся связывать подготовку кадров с конкретными нуждами бизнеса. Например, сегодня нам требуются сменные мастера производства. Мы разработали специальный проект в рамках программы «Поколение Милк». Проект по подготовке сменных мастеров производства - это стажировка с прохождением пяти этапов - от укладчика до сменного мастера, фактически руководителя среднего звена. Кандидаты в этот проект проходят индивидуальное собеседование с директором завода, в конце каждого этапа их ждет аттестационный экзамен, а в процессе освоения каждой ступени они получают зарплату. Такая форма ребятам интересна, это как вызов, сможешь ты или нет. Наша принципиальная позиция - говорить с каждым кандидатом о плюсах и минусах работы, а не просто расхваливать своё дело. Наша задача здесь - максимально полно познакомить их с производством, показать его плюсы и минусы. При этом мы понимаем, что для них это новая область, новое оборудование, на котором они никогда не работали, новые люди. Поэтому первое, что мы обещаем нашим практикантам (как и нашим новым сотрудникам): мы всегда будем с вами. Вы сможете задать свои вопросы, мы поможем, если вы с чем-то не справитесь. Потому что наша главная задача - научить, а не отпугнуть. Мы уделяем студентам много внимания, потому что понимаем: мастер - это ключ ко всему производству. Он должен быть организатором, должен уметь вести за собой. И в то же время прекрасно знать все участки и нюансы технологического цикла. Безусловно, в готовом виде «с улицы» или с вузовской скамьи такого специалиста сегодня получить невозможно.

Мария ЖАРКОВА, директор по связям с общественностью представительства «Волга» ГК Danone в России:
- На мой взгляд, проблема кадрового голода - государственная и должна решаться на государственном уровне. И начинается она с правильной мотивации школьников, причём не учеников выпускных классов, а хотя бы шестиклассников. Для них были бы полезны факультативные занятия по профориентации - в каждой школе хотя бы раз в неделю нужно рассказывать детям о разных профессиях. На такие уроки могли бы приходить представители разных компаний. Однако тут важно выбрать направление таких занятий. Бессмысленно, например, в сельской школе вводить обязательный факультатив, на котором рассказывают о работе режиссёра или оператора. Сколько операторов может выйти из села? Один-два самородка. А остальные? В селе нужны учителя, врачи, работники агропромышленного комплекса. Вот с этими профессиями детей и нужно знакомить с ранних лет. Чтобы заинтересовать ребёнка, мало одних лекций. Любому человеку интереснее и полезнее увидеть производство своими глазами, а не слушать рассказы о нём. На наших заводах мы проводим экскурсии, чтобы дети своими глазами увидели, что такое современное молочное производство. Когда они видят, что это сложный процесс со множеством систем, им становится интересно. Мы заинтересованы в квалифицированных специалистах и готовы готовить их сами. У компании Danone есть специальная программа по подготовке кадрового резерва - «Поколение Милк», в рамках которой студенты могут получить именную стипендию предприятия, а также попасть к нам на стажировку, на экскурсию или поучаствовать в специальных проектах. Я уверена, что мы не единственное предприятие, которое старается готовить себе кадры. Однако всё это - частная инициатива. Только когда решение кадрового голода станет государственной задачей, мы сможем говорить о государственно-частном партнёрстве в этом вопросе и сможем сообща искать решение проблемы.

Нина КОСАРЕВА, член комитета по образованию и науке Самарской губдумы:
- Ситуация с нехваткой рабочих рук сложилась во всех отраслях - и в промышленности, и в образовании, и в здравоохранении. Молодежи хочется «вечного праздника» и легких денег. Как это ни банально, но вернуть престиж рабочих профессий может только очень четкая государственная политика. И в первую очередь начинать необходимо с заработных плат. Ведь сегодня в Самарской области начинающий медик или педагог зарабатывает 4-10 тыс. руб. И как на эти деньги можно жить вообще? Второе важное направление - грамотная пропаганда рабочих профессий. Людям необходимо объяснить, что это не стыдно, а, наоборот, престижно. Так, как это было в советское время. Ведь были и турбазы, и профессиональные лагеря, где люди «вливались в среду». Сейчас этого всего нет. Конечно, я не исключаю и экономический фактор, свою роль просто-напросто может сыграть дефицит кадров в этой сфере. Из-за нехватки специалистов предприятия в конце концов будут вынуждены платить рабочим гораздо больше, чем менеджерам.

Александр ДУБОВИК, психолог:
- Человек, который не сам выбирает профессию (например, за него это делают родители), редко становится успешным в жизни. Как рассказывала моя знакомая: «У меня родители - связисты. Когда я заканчивала школу, мне родители предложили сделать выбор, куда пойти учиться - «в связь или в связь». И - о, чудо, я выбрала связь». Если человек выбирал профессию не сам, ему незачем хорошо работать - он ничего не хочет достичь в своей профессии. Здорово, когда родители смогли создать для своего ребёнка стартовые возможности, своеобразный стартовый пинок. Но если он даётся не в том направлении, в котором ребёнок хочет развиваться, то толку от него не будет.

СГАУ Фото: АиФ в Самаре

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах