«Моя профессия - менеджер, руководитель предприятия, но я не работал по профессии ни дня. Найти работу по специальности сразу после вуза оказалось невозможно - начальников везде хватает. Подрабатывал консультантом в салоне связи, но там платили мало, и в итоге я - фрезеровщик на заводе. Ремеслу обучили прямо там. Зарабатываю и по 40, и по 50 тыс. руб. в месяц. В принципе, жизнью доволен», - рассказал 25-летний самарец Василий Куликов. Его сокурсник Анатолий Дубинин работает сварщиком в одной из ресурсоснабжающих организаций города. Устроиться экономистом в банк молодому человеку так и не удалось. Действительно, стать банкиром в нашем регионе - большая удача, ведь, по данным областного минтруда, для финансистов в области создано всего 659 вакансий, в то время как безработных специалистов в этой отрасли - 864 человека.
Проблема дефицита технических специалистов сегодня остро стоит во всей стране. Вдвойне актуальна она для Самарской области, где основной вклад в развитие экономики вносят крупные промышленные предприятия. Картина складывается печальная: предприятия испытывают жесточайший кадровый голод - нужны грамотные инженеры и квалифицированные рабочие, а тем временем тысячи юристов, экономистов и управленцев «просиживают» без работы. Реалии таковы, что этой работы на нашем рынке попросту нет. И большинству приходится отказываться от мечты стать «голубым воротничком», рассекающем на новеньком «Лэнд Крузере».
Душат «на корню»?
Однако, если бы всё было так просто, предприятия без кадров не «задыхались» бы. Если переучиться на сварщика или же фрезеровщика можно прямо на заводе, то стать хорошим инженером таким образом вряд ли получится. Бывший гендиректор «Авиаагрегата», ныне вице-президент Союза работодателей Самарской области Геннадий Кулаков рассказал, что требования к кадрам предприятия предъявляют высокие, несмотря на то, что молодые люди не стремятся искать новые инженерные решения, которые пользовались бы спросом на рынке. Другими словами, современная молодёжь разучилась творчески мыслить. По словам эксперта, виновато в этом всё общество, начиная с родителей и учителей средней школы и заканчивая преподавателями вузов: «Проблема заключается в самой системе подготовки детей. Изначально, ещё в школах, даётся плохая физико-технологическая база. В итоге креативных людей, которые делали бы качественный продукт, сегодня у нас практически нет».
Психологи утверждают, что на низкую креативность влияет несколько факторов, и в первую очередь высокая критика в процессе воспитания ребёнка, чем зачастую грешат современные родители.
«Родители заставляют ребёнка заниматься чем-то другим, но не тем, к чему он тянется, - вырастает не осознающая собственных потребностей личность. Когда задают вопрос, почему дети «такие», я всегда рекомендую родителям задуматься: зачем они делают по отношению к собственным детям то, что в итоге формирует пустую от всякого творчества и, уж, тем более креатива незрелую личность?», - говорит самарский психолог Сергей Чечин.
Научить учить
И если повлиять на родителей промышленники и учёные не могут, то на учителей, как выяснилось, вполне.
«Сегодня вузы чрезвычайно не удовлетворены уровнем подготовки абитуриентов, а их готовят именно учителя по физике. Бывает, что студентов переучивают и по полгода. Доходит до того, что студентов собирают не 1 сентября, а 15 августа и две недели «натаскивают» по физике, чтобы они были готовы к восприятию предмета. Слабоподготовленные остаются, и вот они уже выпускники», - рассказывает Геннадий Кулаков.
Именно поэтому областные власти и поддержали инициативу регионального Союза работодателей о повышении квалификации школьных учителей. Уже с 28 апреля начнут проводить курсы, причём прямо на заводах аэрокосмического комплекса. «Генеральные конструкторы расскажут учителям, сколько физики содержится в их технологиях и какова в этом роль школьного учителя. Всем надо научиться учиться», - считает Кулаков. Всего планируется обучать 650 педагогов-физиков - именно столько их насчитывают в области. По словам эксперта, задача минимум - обучить учителей. Максимум - добиться того, чтобы в Самаре производили высококонкурентные продукты, востребованные за рубежом. Учить учителей будут по трём программам. Первый уровень - те из них, кто готовит «элитную часть» - будущих кузнецовых и козловых, второй - главных специалистов предприятий, которые могли бы создавать новое оборудование, тем самым обеспечивая прорыв экономики Самарской области. И третий уровень - подготовка специалистов, способных эксплуатировать высокотехнологичное оборудование.
Впрочем, многие сомневаются в действенности подобного механизма. «Учить производственным знаниям студентов всё-таки должны вузы. У нас уже был опыт повышения квалификации школьных учителей, но, к сожалению, он так и не дал результатов. Педагоги, конечно, должны повышать квалификацию, но в специальных центрах», - резюмировал президент Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (СГАУ) Виктор Сойфер.