Примерное время чтения: 4 минуты
122

Странные или чужие?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 01/04/2009

Десяток мужчин сидят перед телевизором в фойе больницы. Один начинает щёлкать кнопками пульта.

"Совсем с ума сошёл?" - толкает его сосед. Здесь эта фраза звучит как приговор - несколько десятков больных пожизненно заперты в стенах клиники на ул. Нагорной.

"Другие" люди

Контингент самарской областной психиатрической больницы - 1600 пациентов с неврозами, расстройствами, шизофренией и другими трудно выговариваемыми болезнями. В планах руководства - уменьшить число больных человек на 200-300. Не сокращением койко-мест, а распустив пациентов по домам. Эту задачу поставил перед психиатрами минздрав в рамках реформы всей психиатрической службы РФ.

Вслед за раком, туберкулёзом и сахарным диабетом психические расстройства признаны социально значимыми. Только в 2008 году душевными болезнями страдали 61 тысяча земляков.

- На деле их гора-а-аздо больше, - пугает главный врач больницы Михаил Шейфер. - 60 тысяч - это те, кто обратился к врачу и получил соответствующий диагноз.

Во всём мире за психически нездоровым человеком признаётся право на обычную жизнь, и большинство могут к ней вернуться - с помощью лекарств и реабилитационных программ. На американском канале МТВ "необычные" американцы, один из которых с синдромом Дауна, даже ведут получасовую программу "Что новенького?".Телезрители могут посмотреть на мир глазами "других" людей.

- У нас пока "другие" - синоним слова "чужие", - сокрушается Михаил Соломонович. - Общество отрицает больного, смеётся и издевается над ним. Гуляли мы как-то с группой пациентов в городском парке. Подошёл его директор и потребовал вывести "странных людей", чтобы публику не шокировать. Душевнобольных не пускают в театры, кинозалы, шарахаются от них на улице...

Потерялись...

Между тем лекарства последнего поколения позволяют снять самое острое состояние за несколько недель. Дальше пациента держать в больнице не имеет смысла: его надо отправлять под присмотр районного психиатра. Но вот проблема: большинству больных идти некуда, родные рады избавиться от них. Старожил баба Маня провела "на Нагорной" 28 лет. В год московской Олимпиады (всё, что она помнит из прошлой жизни) потерялась во времени и пространстве и была помещена в самарскую больницу. Тут и осталась. Пациентка Наталья лечится более года.

- Мы жили душа в душу, - говорит она про мужа. - А как мне плохо стало - в больницу сдал и из квартиры выписал.

У Ольги, рисующей фломастерами, та же история. Ольга загадала: сколько яблок поместится на дереве, столько её желаний исполнится. Ничего, что дерево на рисунке - берёза. Главное, говорят врачи, она ненадолго отвлеклась от своей болезни. Увлечена стенгазетой к празднику её соседка по палате Ирина. В углу столовой устроен кукольный театр: пациенты "острого женского" готовят для соседнего отделения спектакль "Дюймовочка". Рядом с ординаторской листки с распорядком дня и правами пациента. Среди возможности мыться, стирать, встречаться с роднёй - право обратиться к психологу.

- Психиатр лечит болезнь препаратами, а психолог помогает человеку разобраться с проблемами, адаптироваться в коллективе, - объясняет зав.отделением Надежда Носенко.

Впрочем, практически весь персонал, от санитарок до главврача, занимается не только лечением, но и так называемой социальной адаптацией. Иногда не по службе, а по доброте душевной решают проблемы пациентов с жильём, подыскивают им работу. Немногие родственники готовы помогать своим болезным.

Репетиция жизни

Для помощи душевнобольным и их близким в нашей области создаётся региональное отделение всероссийской общественной организации "Новые возможности". Эта организация инициировала появление в восьми регионах общежитий для психохроников. "Тихие" и "безопасные" пациенты живут там, учатся или припоминают, как готовить еду, платить по счетам, ухаживать за собой. Эта "репетиция жизни" проходит под наблюдением врачей. В Самаре опыта создания общаг для психохроников нет. Своё более-менее стабильное состояние хронические больные поддерживают с помощью лекарств, их они получают по федеральным или местным спецпрограммам. Если лекарств не будет - нервными болезнями заболеют работники правоохранительных органов. Зимой в Сергиевском районе задержали банду, членом которой был молодой человек, состоящий на учёте в психоневрологическом диспансере. По словам правоохранителей, число преступников, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступления, ежегодно растёт. Хотя уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова считает, что социальные опасения основаны больше на представлениях, что в "свободную жизнь" выпишут сразу много психохроников. На деле должны расшириться иные формы оказания психиатрической помощи - на дому, в дневных стационарах и т.д.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах