Примерное время чтения: 7 минут
97

Раковый корпус

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 26/07/2007

Минувшей весной сдали областной "долгострой" - самарский онкологический центр.

С конца июня готовят к заселению его вторую очередь. Станет ли второй в Европе по оснащённости комплекс центром спасения? Или болеть люди будут так же, но в "красивом интерьере"? Как повлияет работа в новых условиях на "старую болезнь некоторых онкологов" - поборы с пациентов? На наши вопросы отвечает главный врач онкоцентра Виктор ТЯВКИН.

Много нефти - больше рака

- Была ли необходимость сооружать мегакомплекс? Может, хватило бы нам больницы попроще?

- Начнём с того, что показатели онкологической заболеваемости в области превышают средние российские. У нас много лет стабильно пятое место по числу впервые выявленных онкозаболеваний. Это при том, что статистика, похоже, занижена. Основная причина - общая урбанизация губернии и большое число химических, нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий. Если средний показатель впервые заболевших по России - 312 человек на 100 тыс. населения, по всей Самарской области - почти 400 человек, то в таких нефтяных районах, как Отрадный, Новокуйбышевск, Зольное, эта цифра за 500 человек зашкаливает. Грустная перспектива ждёт уже в ближайшем будущем Тольятти из-за экологического неблагополучия и старения населения.

Всего по области нуждаются в наблюдении и лечении онкологов более 60 тыс. человек. Ежегодно впервые выявляется более 12 тыс. больных.

- Почему?

- Вот недавнее прошлое самарской онкологии: располагалась она в двух зданиях - бывшей церковной больнице, рассчитанной на 25 коек, а лежало там 150 человек, да в забитом больными "общежитии", что на ул. Запорожской. Эти условия не позволяли целить громадную армию онкобольных. Лечили их в обычных больницах, что недопустимо. Современное лечение онкозаболеваний предусматривает комбинацию хирургического, лучевого и химио-гормонального лечения. Возможности для этого в иных больницах просто нет.

Необходимость предоставления всем больным "полнокровного" лечения под оком специалиста-онколога побудила власть выстроить современное лечебное специализированное учреждение, где есть всё оборудование для диагностики и лечения рака любых органов. Мега-армии больных области совершенно необходим такой мегакомплекс. Говорите, "хватило бы больницы попроще"? Врачам не привыкать! Они могут лечить в палатках, неприспособленных помещениях, бараках - но это было бы лечение по стандартам позапрошлого и первых десятилетий прошлого века. Оно нужно нашим больным?

Весь поток не перелечить

- Что же нам теперь-то печалиться? Вот он, огромный центр с дорогущей супертехникой - лечите народ!

- Да, теперь онкобольной может лечиться в специализированном центре. Да, за одну смену мы принимаем 600 больных. Да, в конце года закроется корпус на Запорожской, а в новом комплексе запустим стационар на 570 коек. Хотя и в первом пусковом комплексе во всех местах, которые можно огородить, мы расставили больничные койки, сегодня там лечат 170-200 больных. Но если кто-то скажет, что в новом помещении мы вылечим абсолютно всех, считайте это демагогией.

Ведь кроме больных со злокачественными новообразованиями на учёте в лечебных учреждениях области состоит более 211 тысяч человек с доброкачественными новообразованиями. Простой человек рассуждает: у него появилась какая-то тревожная шишечка, а он слышал, что есть современный оборудованный центр. Конечно, он захочет прийти сюда. Хотя на первичном приёме ему говорят: у вас доброкачественная опухоль (кстати, в центре таких половина), вы можете обследоваться и лечиться по месту жительства. Но человек хочет именно сюда и, заметьте, имеет на это право. Но этим он отодвигает в очереди больного со злокачественной опухолью.

И сам центр не примет всех пациентов физически. Есть у нас, к примеру, три суперсовременных томографа, выявляющих опухоль до 5 мм. Но для обследования на этом аппарате больному надо пролежать 40 минут без движения. А у рентгенолога пятичасовой рабочий день. И прибор не подхлестнёшь. Как и другое высокотехнологичное оборудование при его двухсменной работе. К диагностике рака надо подключить оборудование других больниц.

Лечение - дорогое "неудовольствие"

- Жалуются, что даже бесплатное лечение обходится вашим больным дорого.

- В основе жалоб не только наших пациентов много причин. Они по всей России зависят от декларативности государственной заботы о здоровье населения; от условий, где проходит лечение; от отсутствия препаратов, о которых больные услышали в рекламе; очередей на приём к врачу и диагностические исследования; бестактности медработников и т.д.

Лечение - очень дорогое "неудовольствие". Здравоохранение может "пустить по ветру" бюджет богатых государств. Ведь каждый больной требует всего и сполна для излечения порой неизлечимого недуга. А этого государство не может обеспечить. К кому предъявить претензию? К врачу! Для конкретного пациента во всём виноват лечащий врач. Ультразвуковая аппаратура в онкоцентре работает втрое интенсивнее, чем в любых больницах, и не справляется с потоком нуждающихся. Очереди! Кто виноват? Врач.

Производитель лекарств проталкивает их через рекламу, обещая излечение, но врач, зная неэффективность лекарства, больному его не выписывает. Кто виноват? Врач. Стационарная койка вместо положенных 340 дней в году работает 420. Очередь на госпитализацию! Кто виноват? Врач!

А виноват ли врач? Может, виноват работодатель, выдающий "серую" зарплату, и работник, соглашающийся с этим; продавец, не пробивающий чек на купленный товар, - не счесть недоимок в бюджете, гарантирующем бесплатную медпомощь в конкретном объёме и в конкретном учреждении.

Конечно, непростительны в общении врача и пациента безразличие и хамство. Уголовно наказуемы поборы с больных. К сожалению, в коллективе порой встречаются "паршивые овцы". Выявить и наказать их можно только при участии больного в установленном законом порядке. Но онкобольной - особенный. Ему не до процессуальных дел. Выздороветь бы. В данном случае безразличие больного способствует распространению заразы в коллективе.

Мы и телефон доверия установили. Жалуйтесь на мздоимцев! Молчит телефон.

Пациент, займись собой сам!

- Много говорят, что онкозаболевания на ранней стадии излечимы. Как эту стадию "поймать"?

- Десятилетиями формировался штамп: рак - смертный приговор. Но при условии раннего обнаружения - это самое излечиваемое из заболеваний. "Баталии" по ранней диагностике проходят на уровне поликлиники по месту жительства. А я настаиваю, эта забота должна в голове у каждого самарца быть. Разве сложно порой осматривать свою кожу, отмечая, меняются ли родинки. Или трудно нашим женщинам регулярно прощупывать свою грудь? Не хочешь сама? Научи мужа! К нам же они с килограммовыми опухолями приходят! Хотя и на маммографах, полученных в рамках нацпроекта, обследование можно бесплатно пройти. Способ своевременного выявления рака лёгких - элементарная флюорография. У нас же доходит до того, что врачи ленятся делать себе снимки. А если пациентов отправляют перед приёмом в смотровой кабинет, те пишут письма возмущённые.


Языком цифр

На строительство самарского онкоцентра с 1996-го по 2006 год потрачено около 3 миллиардов рублей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах