ПОСТОЯННАЯ головная боль самарского автолюбителя (кроме стремительно растущих цен на бензин) - как обеспечить безопасность своего "железного коня".
К СОЖАЛЕНИЮ, повод для беспокойства более чем серьёзный: количество краж и автоугонов в губернии постоянно растет. После незаконного оборота оружия и наркотиков "черный рынок" ворованных машин занимает третье место по прибыльности.
Угоняют от дома и от работы
ВРЕМЯ года играет немалую роль в способах угона. Так, летом практически не крадут автомобили из гаражей. Зато число машин, похищенных с улиц, увеличивается в разы.
За 6 месяцев текущего года в губернском центре было зарегистрировано 615 краж автомобилей. Это на 49,3% больше, чем за тот же период прошлого года. Раскрыто было лишь 64 преступления. Найдено всего 248 похищенных машин.
По словам начальника отделения по раскрытию краж и угонов автотранспорта УВД города Самары Алексея Учайкина, машины воруют по всему мегаполису. 73% краж зарегистрировано в Промышленном, Советском, Октябрьском и Ленинском районах. Самыми угоноопасными улицами считаются Стара-Загора, Ташкентская, Партизанская, Промышленности, Советской Армии, Молодогвардейская и Волжский проспект. Традиционно много автомобилей угоняют от торговых центров. Туда редко "забегают на минутку", а когда после неспешного шопинга автовладелец выходит, увешанный покупками, его машины, бывает, уже давно и след простыл.
Но в подавляющем большинстве случаев "железного коня" уводят со двора или улицы, где живёт или работает хозяин. Таким образом в Самаре в первом полугодии этого года было похищено 535 машин. 33 авто "увели" из гаражей и 31 - со стоянок. К слову, если стоянка охраняемая, угонщики туда наведываются чрезвычайно редко.
По ночам орудуют подростки
ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ, как ни странно, в последнее время предпочитают "работать" в светлое время суток. По статистике, 80% машин угоняют с 13 до 20 часов. По ночам орудуют подростки, которые угоняют машину "покататься". Им не важны ни марка, ни возраст автомобиля. Куролесят на нём до тех пор, пока не въедут в фонарный столб или бензин не кончится. Эти машины обычно и находят правоохранительные органы.
Правда, некоторые великовозрастные балбесы угоняют машины с корыстными целями. Алексей Степанович рассказал, что было несколько случаев, когда украденные авто находили в пунктах приема металлолома. Машины были абсолютно целыми.
Настоящие преступные группы состоят из профессионалов. На кражу машины им требуется 1-3 минуты. Преступление они совершают, как правило, вдвоём или втроём. Действуют слаженно и экипированы неслабо.
Так, профессиональные автоугонщики пользуются специальными сканерами для нейтрализации "воющей" сигнализации. Для начала этот прибор фиксирует сигнал, который владелец посылает включая автосигнализацию. После того как хозяин уходит, злоумышленник со сканера посылает такой же сигнал, и сигнализация отключается. Второй жулик без промедления вскрывает дверцу и замок зажигания проворотом. Это такое приспособление, похожее на ключ от замка зажигания, но сделано оно из очень твёрдого сплава.
Свою машину выкупают за 2-3 тысячи долларов
НАИБОЛЬШИМ спросом у угонщиков пользуются "Шевроле-Нива", "десятки" и "двенадцатые". Их украсть намного проще, чем иномарки. Имеющиеся на ВАЗовских машинах заводские и стандартные противоугонные средства - для жуликов небольшое препятствие. Цветовых предпочтений у автоворишек на сегодняшний день правоохранительные органы не отмечают.
Организованные преступные группировки, специализирующиеся на кражах машин, делятся в основном на две категории. Первые сбывают автомобили в страны ближнего зарубежья. А вторые... возвращают владельцам. Правда, за выкуп в 2-3 тысячи долларов. Объявляются "благодетели" на следующий день после трагедии. И безутешные автовладельцы обычно соглашаются на все их бессовестные условия, лишь бы вернуть родную машину.
Злоумышленникам, которые воруют машины для последующей продажи, требуется 15-20 дней. За это время автомобиль получает новые документы, агрегатные номера и иногда меняет цвет. У преступников появились сейчас свои мастера-перебивщики, которые делают это настолько искусно, что криминальных экспертов ставят в тупик. "Левши" группировками очень ценятся, даже "запалившись" сами, автоугонщики их никогда не выдают. Иногда один такой мастер обслуживает несколько ОПГ.
Противоугонный... электрошокер
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ преступников растёт, но и милиционеры опыта набираются. По статистике, они находят и возвращают владельцам больше половины украденных машин. Правда, не сразу. В практике Алексея Учайкина был случай, когда одному гражданину возвращали машину аж два раза. Первый раз его "девяносто девятую" обнаружили в Татарстане. Через 4 месяца автомобиль вновь украли. На этот раз его нашли в гараже-отстойнике. Автовладелец был счастлив. Остаётся открытым вопрос, стал ли он осмотрительнее.
Ходят слухи, что некоторые догадливые водители в качестве противоугонок используют... капканы и электрошокеры. Сами подобных вещей оперативники не фиксировали, а хозяева и автоугонщики по понятным причинам такими сведениями не делятся.
Обезопасить свою машину от преступных посягательств можно и не столь радикальным способом. Алексей Учайкин, например, считает, что автомобиль можно оборудовать замком зажигания типа "Барракуда", который лучше других защищён от взлома. Обязательно нужно поставить дополнительные механические средства защиты на узлы управления: на рулевое колесо, педали, рычаг переключения скоростей. Можно оснастить прерывателями цепи зажигания, продублировать защитные системы. Останавливаясь около рынков и торговых центров, машину лучше оставлять под присмотром. Чтобы машина не приглянулась преступникам, можно её разрисовать. Такая красота всегда привлекает к себе внимание в автопотоке. В том числе и инспекторов ДПС. Разрисованную машину легко отследить. А этого жулики добиваются меньше всего.
К сожалению, стопроцентной гарантии от угона не даёт ни одно механическое средство защиты. Поэтому надёжнее всего автомобиль застраховать на полную сумму. По крайней мере его кража не станет для вас невосполнимой материальной потерей.