aif.ru counter
842

Пилон, кольцо и полотно: перспективы воздушной атлетики как вида спорта

Воздушная атлетика – молодой, но очень перспективный вид спорта. О перспективах воздушной атлетики и отличиях от различных направлений циркового и танцевального рассказал вице-президент Федерации Воздушной Атлетики России (ФВАР) Вячеслав Литвяк.

Студий, обучающих элементам воздушного фитнеса на пилоне, кольце или полотнах, сейчас много. Проводятся соревнования по версиям нескольких федераций не только российского, но и мирового масштаба, на которых может выступить практически каждый любитель.

 - Воздушная атлетика – это именно новый вид спорта, - поясняет Вячеслав Литвяк. - Она включает в себя три дисциплины - спорт на пилоне, воздушное кольцо и воздушные полотна.  Наиболее близка к ней спортивная гимнастика. Так как для выполнения большинства упражнений требуются гибкость, силовая и акробатическая подготовка. Но если в спортивной гимнастике все упражнения выполняются по большой амплитуде с многократными вращениями вокруг осей, с подлетами и перелетами и обязательным соскоком со снаряда,  в дисциплинах воздушной атлетики большинство элементов выполняются с фиксацией на снаряде (задержка), по малой амплитуде с плавными переходами, либо «обрывами» (скольжением) вдоль оси снаряда. А начало и завершение программы происходит в партере.

Также есть множество эстрадно-цирковых направлений, которые схожи с дисциплинами воздушной атлетики. Это воздушный эквилибр, воздушная гимнастика, пол-арт и пол-дэнс  и т.д. В них используют те же снаряды, что и в воздушной атлетике – пилон, воздушное кольцо и воздушные полотна. Но на этом, наверное, вся схожесть и заканчивается. Так как остальные атрибуты этих дисциплин достаточно сильно отличаются от спортивного направления, которые развивают ФВАР.

 По словам вице-президента ФВАР, для любого вида спорта важно наличие четких критериев, по которым происходит оценка выполнения спортивных программ, четкие правила и независимое судейство. Если на турнире выступление участников оценивают приглашенные эксперты, а не специально подготовленные судьи, это не соревнования, а эстрадный конкурс. Здесь с субъективной точки зрения оценивается  в первую очередь художественный образ, артистизм исполнения. А техника не регламентируется.

Новому виду спорта быть?

Когда воздушная атлетика станет официальным видом спорта, пока неизвестно. Сейчас ФВАР работает над этим вопросом. Без участия общероссийской спортивной федерации ни один вид спорта не может и не будет признан в России.

- Почему так происходит? Признание - достаточно длительная и сложная процедура, - говорит Вячеслав Литвяк. - Для того,  чтобы получить статус аккредитованного вида, спортивная федерация должна иметь статус общероссийской и иметь поддержку региональных отделений министерства спорта РФ, проводить именно спортивные турниры, иметь свои правила и методические материалы. Вся эта информация оформляется в регламентированный пакет документов и направляется на рассмотрение в комиссию Министерства Спорта. 

Кроме того,  федерация должна аргументировано доказать, что данный спорт уникален, а не является разновидностью уже существующего вида или направлением физической культуры, эстрадно-циркового жанра.

 Дорастет ли воздушная атлетика до олимпийского вида – покажет время. В любом случае, не в ближайшие несколько лет точно.  Для этого она должна получить официальное признание МОК. И только после этого у спорта появляются шансы побороться за включение в программу Олимпийских игр. 

 - Формально МОК признает не вид спорта, а международную спортивную федерацию (МСФ), которая его развивает и поддерживает, - разъясняет бюрократические заморочки Вячеслав Литвяк. -  Для того, чтобы Комитет обратил внимание на новый вид спорта, в составе международной федерации должно быть не менее 40 национальных федерации. Причем минимум на 3-х континентах! Кроме того, он должен получить признание у национальных олимпийских комитетов (НОК) разных стран, иметь утвержденную международную «Олимпийскую хартию» и Всемирный антидопингового кодекс. И, конечно, быть массовым, зрелищным, популярным среди молодежи. Подтверждением этому служат  мировые, региональные и национальные чемпионаты и соревнования. В общем, перспективы у воздушной атлетики есть, но в отдаленном будущем.

Кстати,  заявления различных международных федераций, развивающих  дисциплины воздушной атлетики (например, IPSF, продвигающий спорт на пилоне), о получении ими статуса наблюдателей МОК и включение их  в околоолимпийские международные объединения (GAISF, INOC и другие), никаких преимуществ не дает.  И уж тем более не гарантирует получения статуса олимпийского вида спорта.

Из WAAPA в IAAA

Недавно Федерация воздушной атлетики России официально объявила о выходе из Мировой ассоциации воздушно-силовой атлетики (WAAPA) и вступлении во вновь созданную International Air Athletics Association (IAAA). 

- Причины выхода ФВАР достаточно просты, - считает Вячеслав Литвяк.-  Для того, чтобы вид спорта развивался, любая МСФ должна уделять этому серьезное внимание, целенаправленно поддерживать и помогать им в его признании НОК, а не просто проводить турниры и делать заявления о вступлении в околоолимпийские ассоциации. Но, к сожалению, за 3 года существование в WAAPA мы не увидели ни одного серьезного шага в этом направлении.  Не было создано методических материалов,  стандартизованных программ обучения судей и тренеров, четкой схемы и классификации спортивных турниров.

При этом WAAPA активно вмешивалась в работу национальных федераций, поддерживая турниры, которые проводились без нашего участия. В результате доходило до  конфликтных ситуации. А, так как система управления WAAPA закрыта и запутана, то у ФВАР не было возможности влиять на решения и как-то изменить ситуацию.

 Кроме того, входящие в Мировую ассоциацию МСФ (IPAF, POSA и др.) развивают только одну дисциплину – спорт на пилоне.  Отказываться от двух других популярных дисциплин: воздушные полотна и воздушное кольцо, которые эти федерации не поддерживают, мы не можем. Пэтому, мы выступили с инициативой, которую уже поддержали несколько национальных спортивных федераций, о создании новой международной ассоциации - International Air Athletics Association (IAAA). Ее задача - поддержка и развитие воздушной атлетики во всём мире, и, в первую очередь, через поддержку и развитие национальных спортивных федераций и признания вида спорта НОК этих стран.

В прошлом году на развитие нового вида был выделен грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (победитель 2-го конкурса Фонда Президентских грантов в 2017 году, заявка №17-2-002002). Благодаря этому ФВАР получила возможность организовать серию квалификационных турниров проекта  "Общероссийский спортивный турнир по дисциплинам Воздушной Атлетики 2018" в 12 регионах страны. Победители финала войдут в состав национальной сборной России для выступления на Первом международном турнире по версии IAAA  по трем дисциплинам воздушной Атлетики. Он состоится уже в ноябре 2018 года.

В Приволжском Федеральном округе отборочный турнир уже прошел. Его успешно организовала региональный представитель ФВАР в Самаре Алена Борзяева. Лучшие атлеты Самарской области в сентябре смогут побороться за место в сборной.

Кстати, для участия в соревнованиях по Воздушной Атлетике необходимо оформить членство в ФВАР. Сделать это можно самостоятельно. Но если возникнут вопросы, вам всегда помогут региональные представители.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему синоптики часто ошибаются с прогнозом погоды?
  2. Что такое электробусы, которые должны появиться в Самаре в 2020 году?
  3. Как спасти урожай? Что нужно убрать на даче до первых заморозков