Примерное время чтения: 6 минут
444

«Бизнес-ангелы». Об утечке мозгов, денежных мешках и западных санкциях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Самара №41 08/10/2014
Григорий Белозеров / АиФ

С самарским частным инвестором Андреем Лютиковым мы встретились на экономическом форуме «Кластерная политика - основа инновационного развития современной экономики», одной из тем которого стало внедрение новейших разработок в российское производство. О том, так ли нам нужны инновации, мы поговорили с экспертом.

Куда бегут кадры?

АиФ-Самара: Андрей Анатольевич, насколько успешен самарский инновационный рынок? Какие сильные и слабые стороны вы у него видите?

Андрей Лютиков: Около 80% рынка самарских инноваций составляют информационные технологии. Эта сфера не требует больших средств, а отдачу от проекта можно получить уже через год-два. Хорошо развивается фармацевтический кластер (выпуск лекарственных препаратов - Прим. ред.), во многом благодаря участию вузов. В целом же Самарская область мало чем отличается от других регионов страны. У нас тоже есть светлые головы, хорошо развита система вузовской подготовки. И есть все шансы с годами стать инновационным лидером. Наша проблема в том, что мы поздно начали заниматься инновациями и здорово отстали от других городов, например от Казани и Томска. Сейчас мы во второй десятке. Видимо, у нас были не те руководители. Вместо того чтобы развивать технологии, они давали добро на строительство торговых центров. Отсюда и низкая производительность труда в нашем регионе, и устаревшее оборудование, и недостаток кадров. Как и другие области, мы страдаем от «утечки мозгов».

- Бегут за рубеж?

- Не только. Многие едут в Москву. Венчурные фонды, которые финансируют проекты, выдвигают обязательное условие - переезд команды на свою территорию. Таким образом переманивают и в Сколково, и в технопарки США. Бороться с этой тенденцией можно единственным способом - создавать условия для развития проектов здесь. Тем более что сейчас в России денег для финансирования стартапов гораздо больше, чем в других европейских странах.

- А какие должны быть условия, чтобы инноваторы оставались у нас?

- Прежде всего хорошо оборудованные места для работы - технопарки, современные лаборатории и пр. Нужна и поддержка властей: налоговые преференции, снижение бюрократических барьеров для стартапов, гранты.

Большие возможности

- Любой бизнес - это огромные риски. Ведь человек может потерять всё… Может быть, соглашаются начинать новое дело только авантюристы?

- Действительно, любой стартап - это сверхриск, и 90% всех новых разработок представляют студенты или молодые люди вскоре после окончания вуза - то есть талантливые люди, которые не хотят идти на скучную непыльную работу, а готовы открывать. И таких должно быть как можно больше, чтобы формировался «бульон», из которого и вырастают успешные, перспективные проекты.
Сегодня за хороший проект готовы конкурировать несколько фондов. Да и государство создаёт все условия для развития новых проектов. Например, в технопарках для компаний есть льготы по аренде и дополнительные возможности для развития.

Множество разработок спонсирует государство, и это общемировая практика. Я, например, участвовал в городской ассамблее, где самарские руководители говорили, что у них на рассмотрении 70 бизнес-планов, а нужно 700. Причём не имеет значения ни возраст создателя проекта, ни опыт, ни пол. Не так давно ко мне обращалась девушка, которая придумала обучающую игру на планшете. Дети, вместо того чтобы бездумно играть в стрелялки, через игру учились бы новому. Я посоветовал ей обратиться в мэрию, и её проект профинансировали. Так что скоро появится новая полезная компьютерная игра из Самары.

- Инновации спонсирует государство… А как же американский миф о том, что бизнес обычно творят одиночки, которые, начиная с нуля, добиваются успеха?

- Миф на то и миф, чтобы быть неполной правдой. Большинство больших проектов начинались на госсредства. Вспомним хотя бы интернет, который был военной разработкой. Только потом его коммерциализацию доверили частным лицам. Миф о бизнесмене-одиночке создавался ещё и затем, чтобы люди не боялись открывать собственное дело, предлагать идею. И это принесло результаты. Сложилось же впечатление об Америке как о стране больших возможностей. Только сегодня это уже не так: американский рынок инноваций давно перенасыщен. Сегодня страной больших возможностей становится Россия.

- А крупные компании готовы вкладываться в инновации?

- Политика крупных компаний сильно зависит от их руководства. Пока у основных «денежных мешков» интереса к инновациям не наблюдается, однако изменения коснулись уже очень многих отраслей, например, двигателестроения. Я думаю, подтолкнуть многие отрасли к отечественным разработкам могут санкции. Осенью выходит программа импортозамещения, которая безусловно будет стимулировать внедрение российских разработок.

Риск - благородное дело

- Вы работаете и как «бизнес-ангел», давая деньги на развитие проекта с нуля. Разве это не рискованно?

- Я бы сказал, сверхрискованное. У «бизнес-ангелов» доходность в лучшем случае составляет 4% - это ниже, чем у любого банка. Но сфера инвестиций в начинающие проекты настолько интересна, что риск оправдан. Например, сейчас я веду проект, связанный с производством сварочных аппаратов нового поколения, которые смогут заместить импортные аналоги. Такие аппараты будут легче и дешевле, чем зарубежные варианты.

- Многим начинающим бизнесменам удалось получить от вас средства на развитие?

- За 1,5 года работы мы рассмотрели 40 проектов и спонсировали два. Но тут нужно учесть, что от частных фондов помощь получить гораздо сложнее, чем от государства: мы контролируем каждый этап, чтобы убедиться, что деньги потрачены не впустую. Взамен команда получает грамотного и квалифицированного консультанта, который, как и она, заинтересован в результате.

- Как вы выбираете, какому проекту помочь?

- Оцениваю идею и команду, которая её предложила. Причём команда гораздо важнее. Сплочённая группа сделает конфетку практически из любой идеи, а плохая команда загубит самый радужный проект. Когда к нам приходят, мы спрашиваем об опыте. Так вот лучше, чтобы он был негативным. Первый успешный опыт может ничему не научить, а вот команда, которая пережила гибель трёх проектов и не распалась, - дорогого стоит.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Покупает ли вы алкогольные напитки на розлив?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах