Примерное время чтения: 6 минут
233

Куда податься самарским «Кулибиным»

Технопарки, техновнедренческие зоны, госкорпорации, венчурные и инвестиционные фонды… Чего только не запускало государство, чтоб с помощью этих «новообразований» добиться прорыва в экономике. Между тем, наши эксперты единодушны: скоординированной научно-технической политикой здесь не пахнет. В корне изменить ситуацию с инновациями могут только абсолютно новые подходы к изобретениям и изобретателям.

Жигулевские сказки

Если все изобретения самарских изобретателей реализовать, то государство получит доход 400 млрд. долларов. На долю самарских «Кулибиных» приходится более 40% изобретений по Приволжскому федеральному округу, - говорит член общественного движения «За лидерство Самарского региона в инновациях и модернизации» Эдуард Луценко. - Так называемая кластерная политика, которую ведут наши руководители, – это строительство здания с крыши. Я не верю, что можно взять несколько сотен учёных, перенести их в одну сказочную долину и всё пойдёт само собой.

Начинать работу с новаторами нужно тогда, когда они приходят с идеей, а затем эту идею вместе продвигать. Заманивание людей и организаций в Жигулевскую долину происходит непонятно ради какой цели. А ведь все участники движения по модернизации и инновациям должны четко представлять себе эту цель – совершить экономический прорыв, используя новейшие технологии.

Но потребности в создании и продвижении новых технологий у государства, похоже, нет. Вот простой пример. За два месяца до того, как произошел взрыв в Чапаевске, мы подали предложение губернатору по переработке боеприпасов с получением вторсырья. Письменно нам ответ так и не дали. А устно заметили, что вопрос по безопасной утилизации боеприпасов мы подняли несвоевременно. Получать неплохие доходы от переработки снарядов, значит, несвоевременно, а нести огромные расходы по устранению последствий взрывов, выходит, самое время?

Еще одна «история про технологию». Все автомобилисты на чём свет клянут колеи, бугры и ямы, которые возникают на дорогах после резких перепадов температур. Дорожное полотно постоянно приходится ремонтировать.

Самарский изобретатель Олег Бпрышников нашел решение по восстановлению покрытия после капризов погоды с помощью токов высокой частоты. Представьте себе устройство, напоминающее печь СВЧ, которое способно разогреть, прокатать и выпрямить пару – тройку километров асфальта за один час в зависимости от характера повреждений. Стоит эта машина 4-5 млн. рублей. Деньги в масштабах города пустяшные, учитывая будущую экономию!

Но сколько порогов обил изобретатель - не сосчитать. Все впустую. Или вот собрались власти запускать скоростной трамвай в преддверии Чемпионата Мира по футболу. Есть очень эффективное и недорогое решение, как повысить качество и надёжность рельсовых путей. Оно найдено учеными самарского университета путей сообщения. Разработка получила признание на зарубежных выставках, завоевала множество наград.

Но как дело дошло до финансирования и внедрения… Здесь - многоточие. И вспоминается сразу история по лесковского Левшу и ружья , которые не надо бы кирпичом чистить…. Но, видимо, властям выгодней привлечение огромного числа гастарбайтеров, которые кайлом и лопатой будут строить дорогу к светлому будущему Самары – мундиалю. А изобретателям один ответ – нет денег.

Бизнес отдельно от идей

Куда ж они подевались? Может быть, все самарские изобретатели – под сильным крылом Самарского инвестиционного фонда? Он, судя по информации на сайте, работает с проектами, начиная с любой стадии, обещая максимально быстро коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности. Но вот цифры и факты, говорящие о результатах. С 2005 по 2011 год в 26 конкурсах приняли участие около 580 проектов. 159 из них оказана финансовая и более 120 – организационная поддержка.

Увы, создано только 20 новых производств инновационной продукции. Среди которых, кстати, есть и такая «инновационная» штука как «организация сети киосков по снабжению населения питьевой водой». Кстати, деятельность фонда не раз становилась предметом проверки. Например, в 2011 году Счетная палата Самарской области выяснила, что большая часть средств фонда уходила на содержание…. его самого. В 2009 году на активизацию инновационных процессов было выделено 117 млн руб, а на хоздеятельность - 300 млн. руб. Более того, фонд финансировал весьма сомнительные проекты.

Например, «Народный мототрансформер» с размером гранта 1,4 млн. руб. Проведенная экспертиза указала на отсутствие новшеств: транспортное средство собирается в основном из серийных деталей методом «отвёрточной» сборки.

Сами «Кулибины» жалуются, что их отношения с фондами напоминают сказку по Кащея Бессмертного. - Помните, где его смерть? На море есть остров, на том острове дуб, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце утка, а в утке – яйцо, - грустно шутит Эдуард Луценко. – У таких фондов деньги можно выбить только имея опытный образец. Но именно создание на производстве такого образца и становится камнем преткновения для наших подвижников. Годами пылятся изобретения, открытия и нет возможности увидеть их воплощение.

По оценкам экспертов, самое выдающееся изобретение последнего времени сделал самарец Борис Гончаренко. В чем его суть? 30-40% техногенных катастроф происходят из-за выхода из строя стандартных подшипников, конструкция которых принципиально не менялась с 1932 года.

Новое решение Гончаренок - подшипники качения без трения было предложено и запатентовано изобретателем. Опытный образец был изготовлен в начале 2000-х, но внедрять на поток новинку не стали. Чертежи спрятали, поскольку внедрение заложило бы «мину замедленного действия» подо всю мировую подшипниковую промышленность, выпускающую продукцию по лекалам прошлого столетия. Если внедрить конструкцию самарца – все подшипники мира пришлось бы выбрасывать. А этой отрасли такие коренные изменения невыгодны, поскольку пришлось бы менять все оборудование и технологию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах