В научном центре побывали аспиранты и профессора из Италии, Бразилии, Китая, Индии, Польши, Саудовской Аравии.
Географический расклад участников отчасти показателен. Межвузовский научный центр сотрудничает с десятью ведущими европейскими, китайскими, американскими лабораториями. Ощутили ли дыхание санкций учёные? Или фундаментальная наука станет одним из мостов сотрудничества с Западом? Учитывая, что промышленные новшества приходят на самарские производства из-за границы, под силу ли нашим учёным в полной мере удовлетворить потребности отрасли?
Компьютер вместо колбы
Высокие научные разработки ближе, чем может показаться на первый взгляд. Порой они буквально под рукой.
- Вот, скажем, у вас диктофон работает на батарейках. А как они устроены? Почему материал, из которого батарейки изготовлены, проводит электрический ток? Ведь твёрдые электролиты не являются металлами. Это искусственно созданные материалы. Ёмкость батареек постоянно увеличивается за счёт новых технологий и новых материалов с более эффективными свойствами. А чтобы их открыть, в первую очередь нужно суметь спрогнозировать, - поясняет директор SCTMS, профессор Владислав Блатов.
Сто лет назад при исследовании окисления сульфонамида Константин Фальберг случайно открыл сахарин, ставший впоследствии основой кондитерской промышленности. Сегодня лабораторные поиски «на удачу» - скорее исключение. Их заменили специальные программы, которые позволяют в обход синтеза и получения материала «вживую» сделать расчёты на компьютере. IT-разработками самарских учёных живо интересуются в Поднебесной. Скоро в городе Сиане будет построена совместная российско-китайская научная лаборатория.
Химия для жизни
В разработках новых материалов к комплектующим нуждается и такой самарский производственный гигант, как ОАО «Кузнецов». Потребность в лёгком, надёжном и недорогом материале для авиации назрела давно. Промышленные инновации в Самарской области зачастую с заграничной пропиской и не всегда рентабельны. Кроме того, в свете политических событий рассчитывать придётся на свои силы. Самарские учёные считают, что соединения магния могут стать основой создания материала для авиационной промышленности.
- Магний сам по себе хотя и лёгкий, но очень хрупкий. Если добавить к нему доли процента редкого металла гадолиния, то прочность соединения повышается в разы. Но гадолиний очень дорогой и поставляется в Россию из-за границы. С экономической точки зрения применять его в промышленном масштабе невыгодно. Наша общая задача - найти ему замену, - рассказывает профессор Блатов.
И перспективы у таких поисков очень хорошие. Благодаря международным контактам наши учёные могут внедрять передовые методы в мировую науку и развиваться самим.
К примеру, на аналогичной научной школе, которая проходила в Штутгарте, разработали метод, позволяющий проводить поиск новых молекулярных магнитов.
- Такого рода магнитные материалы, не являющиеся металлами, можно использовать в сенсорных панелях, медицинском оборудовании, они более эффективны, чем обычные магниты, потому что не подвержены коррозии, - рассказывает профессор Блатов.
Школа в Самаре уже начала приносить свои плоды. За три прошедших дня наши учёные совместно с коллегами из Москвы, Китая, Индии и Саудовской Аравии получили интересные научные результаты в области металл-органических адсорбентов, сверхплотных материалов, координационных полимеров и лекарственных препаратов.