О школьных поборах
- Бытует мнение, что ни одна школа не живёт без поборов. А там, где есть поборы, всегда есть искушение часть их присвоить. Все СМИ в сентябре только и говорили о подмосковном директоре, который понастроил себе особняков. Но не говорили о том, что в его школе были не поборы, а хорошо выстроенная система элитного образования. В любом городе я назову точно такую же школу, где собрались родители-толстосумы и решили, что их дети будут учиться отдельно от «быдла», и точно такого же директора, который заказ родителей принял, организовал фонд школы на абсолютно, кстати, законных основаниях. И если сегодня это позволено, то только ленивый не воспользуется этой возможностью. Кстати, первый шаг к таким элитным школам был сделан ещё при советской власти, когда открылись школы с углублённым изучением языков. Но я категорически против вранья. Пусть государство признается, что ему не нужно столько образованных людей, и отдаст образование на откуп родителям. У нас же декларируется бесплатное образование, а на деле уже в сознание молодых родителей закладывается мысль, что им придётся оплачивать учёбу своего ребёнка, – это я о материнском капитале, один из вариантов расходования которого, как известно – оплата обучения.
Про унижение
- Московский учитель получает 44 тысячи рублей. Учитель самарской школы высшей категории с большим стажем имеет зарплату в 5 тысяч. Только на оплату коммуналки и хватает. Учителям говорят: подумаешь, всего 18 часов в неделю - берите две ставки! Можно взять и две, и три, вести и 27, и 35 часов в неделю. Но почему же дворник не берёт три участка, хотя за них он будет получать гораздо больше педагога? Устаёт, наверное? Педагогу же, кроме того, чтобы дать урок, нужно к нему подготовиться. Тем более, по сегодняшним новым стандартам для начальной школы, например, я должна каждый урок просмотреть через призму нескольких программ: результат, который я хочу получить от ученика, формирование учебных действий, духовно-нравственное развитие, здоровьесберегающая программа и ещё четыре (не буду утомлять перечислением). Может ли учитель справиться? Чтобы элементарно выжить, учитель в нашей стране становится урокодателем, а не педагогом. Так что я не вполне понимаю, зачем ставить учителя в такое положение, унижать его и одновременно трубить повсюду о повышении роли учителя?
Про ценности
- Все наши трудности с ЕГЭ связаны с тем, что единственная жизненная ценность наших родителей – отметка, её можно купить, её можно продать. Все забывают, что нужно что-то знать, уметь. Нигде в мире этого нет, там ценятся знания. Что же, всё проистекает из нынешнего состояния дел в нашем государстве. Чтобы в России дать нормальное образование детям, содержать достойно семью, нужно по меньшей мере быть банкиром или присосаться к нефтяной или газовой трубе. Времена, когда всё зависело от государства, давно прошли. Но об этом никто, даже молодёжь не догадывается. Но родители должны понимать, что будущее их ребёнка зависит только от них. Не купи себе лишнее платье – сходи с ребёнком в филармонию, на концерт, в музей, посвяти ему время. Кстати, дети, которые до школы сидят с няньками и гувернантками, очень и очень плохие. Родители сориентировали своих детей таким образом, что весь мир должен вертеться вокруг них. И наступает «ломка», когда учитель спрашивает не его, а Петю. «Да кто она такая?» - думает такой ребёнок про учительницу. Учительница до 3 класса будет для него «она», нянька, слуга, которую ему купили, а не Ольга Петровна.
Про увеличение бюджета на образование
- Да, я слышала где-то, что нам повысили зарплату на 30%. За июль я получила где-то около 100 рублей «сверху». Вообще когда говорят о повышении пенсии или зарплаты бюджетника, очень любят большие цифры: столько-то миллиардов добавили нашим школам, нашим больницам, нашим детским садам. Но забывают сказать, на что эти деньги тратят. Например, в школах эти миллиарды потратят на обучение первоклассников по новому стандарту. Теперь государство оплачивает не двадцать часов занятий учащихся начальных классов, как это было ранее, а тридцать. И эти дополнительные деньги пошли на организацию дополнительных уроков в так называемой внеурочной деятельности. Что это? Это ещё одна головная боль классному руководителю, который и так тянет две ставки. Учителю за этот час будут платить шесть десятых стоимости урока.
Про высшее образование
- Когда я заканчивала школу, всеобщим было только начальное образование. Тогда после 7 класса можно было идти на работу, тебя брали, обучали, платили зарплату, а затем давали возможность учиться дальше, в училище, техникуме. А когда «мозги созревали», ребята шли в институт. Таким образом, наши граждане успешно проходили все ступени взросления и обучения. Затем всеобщим сделали среднее образование. Но сегодня мы дошли до безобразия – у нас теперь и высшее образование стало всеобщим! Нынешнего выпускника школы нигде не ждут, работу он себе не найдёт (у нас люди и с двумя высшими образованиями не могут трудоустроиться). Получается, семья вынуждена продлевать своему ребёнку детство, только теперь в виде высшего образования. Зато государство избавляется от головной боли - человек пристроен ещё на пять-шесть лет, в государстве меньше безработных. Но куда потом пойдёт работать юрист, психолог, педагог? В школу, где психолог получает 3,5 тысячи рублей? Нет, - как сказал недавно мой знакомый, просто гениальный молодой психолог, получив в школе первую зарплату, - лучше в охранники!