Светлана Еременко, АиФ в Самаре: Ирина Викторовна, паралимпиада в очередной раз доказала, какие у нас инвалиды целеустремлённые. В вашей школе по-настоящему помогают деткам с инвалидностью. Как вы решились взять на себя такие обязанности?
Ирина Раткевич: Лет десять назад мы участвовали в опросе Ассоциации инвалидов-колясочников «Десница», которые спрашивали директоров школ, должны ли дети-инвалиды учиться в обычной школе. И наша школа тогда ответила «да, должны». Не знаю, может быть, мы были единственными, но сейчас это уже неважно. Во всяком случае, взгляд на простые житейские проблемы с позиции этих людей дал нам понимание того, что для некоторых членов нашего общества жизнь не такая уж радужная и праздничная, и мы должны им помочь. Так наша школа стала лабораторией по внедрению инклюзивного обучения.
- Чем интегрированное образование отличается от инклюзивного?
- В первом случае ребята приходят в класс и школу и приспосабливаются к тем условиям, которые есть; во втором, то есть нашем, школа обеспечивает возможность всем детям с ограниченными возможностями здоровья учиться наравне со сверстниками. Обустраивая доступную среду для наших будущих учеников, мы столкнулись с массой проблем - начиная от розеток, установленных слишком высоко, и заканчивая расширением проёмов, обустройством туалета и пандусов. Сделано много. Из бюджета были выделены средства на приобретение автомобиля с подъёмником, обустройство сенсорной комнаты, на приобретение специальных тренажёров, финансирование дополнительных ставок педагогов. Хотя самарские детишки приходят в нашу школу не за удобствами, а прежде всего для того, чтобы найти себя в каком-то сообществе, сидеть за партой наравне со своими ровесниками, найти себе увлечение, научиться общаться, выходить из конфликтов. Для таких ребят карантин или каникулы - наказание, потому что в коллективе они расцветают. А ведь у нас учатся не только «опорники», мы принимаем и «детей дождя» - страдающих разновидностями раннего детского аутизма, которым вообще трудно находиться в обычных школах. Мама одного такого мальчика рассказывала, что её сын каждый раз на протяжении трёх лет учёбы в нашей школе втягивает голову в плечи и опускает взгляд, когда они, по дороге к нам, проезжают мимо его бывшей школы. Сейчас мальчик здоровается, участвует в праздниках, выступает на сцене и уверенно отвечает у доски.
Разные, но равные
- Как здоровые дети относятся к своим сверстникам?
- Перед тем как привести в пятый класс первого нашего ребёнка-колясочника, мы провели с ребятишками «профилактическую» беседу, сказали, что вопросы задавать ему не нужно, прикасаться нельзя и так далее. И вот мама вкатывает коляску в класс, ребята окружают мальчишку и начинают задавать вопросы: «А у тебя совсем ног нет?», «А почему у тебя такая спина?», ну и так далее, то есть всё запретное. Задав все вопросы, пощупав его, прокатившись с ним по коридору, они успокоились. Более того, произошло, я считаю, чудо - одноклассники сразу, хотя никто им этого не предлагал, взяли на себя роль его покровителей, защитников. То пирожок ему тащат из буфета, то по этажам помогают передвигаться. Так теоретический принцип «разные, но равные» был мгновенно реализован на практике нашими учениками. Я уверена, что совместное обучение больше, чем самим обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, нужно всем остальным, включая взрослых. Наши дети не только более толерантны, благожелательны. Как показало исследование, проведённое студентами Самарского госуниверситета, дети более спокойно относятся к своим проблемам, глядя на то, как ребята с ограниченными возможностями здоровья стойко преодолевают все трудности жизни. Конечно, трудно создать оазис добропорядочности в одной школе, но аура доброты у нас есть.
В класс не зайдут
- Как другие самарские школы приспособлены под обучение инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата?
- К сожалению, практически вся наша Самара для инвалидов недоступна. Пандусы, может, и устанавливают кое-где, но строители не понимают, что угол наклона не должен превышать 10-12 градусов. Самарские ребятишки с инвалидностью могут, конечно, учиться в 13 школах, где есть пандусы. Но только в классах, расположенных на первом этаже. Затем директора вызывают родителей и предлагают перевести их детей на домашнее обучение. Ведь начинается кабинетная система - ребята ходят по этажам, а многим инвалидам ступеньки не преодолеть. Мы были в американской общеобразовательной школе, где нет ни одного порога, работает лифт на две коляски, а двери открываются электронным ключом. Практически все школы США ведут совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов независимо от их диагноза. Мы видели, например, мальчика в большой маске, похожей на плавательную. Спросили: зачем? Оказалось, чтобы школьники знали, что с этим мальчиком надо быть осторожнее - он плохо видит. Или нам в одной школе показали ребёнка в пробковом шлеме. Он аутист и порой начинает биться головой о стену или предметы. Но и о нём вот таким необычным образом позаботились. Ребята после обычных уроков идут к сурдологам, психологам, другим специалистам. Коррекционных школ в США нет.
Кстати, и в нашем Законе «Об образовании в РФ» говорится, что каждая школа должна научиться работать с учениками с физическими и психическими отклонениями. Это требует огромных финансовых затрат, которые не всегда есть в бюджете. Но порой поражает само отношение чиновников к нуждам таких, особенных детей. Вот пример. Последние нормативные акты отменили особые условия проведения экзаменов в стенах школы, где учится ребёнок. Что в мае ждет наших девятиклассников-инвалидов? Их посадят в класс чужой школы с другими детьми под наблюдение незнакомого педагога. Да некоторые наши ребятишки и в класс не зайдут! Не говоря уже об успешной сдаче аттестации! Незнакомая обстановка и для обычных ребят - стресс, а для наших - просто шок. Областное минобразования пошло нам навстречу, но пока окончательно вопрос не решен. А ведь закон об образовании и другие правовые документы требуют особого отношения к таким детям. Да и статистика не дает покоя: детей с ОВЗ становится все больше…