Некоторые эксперты полагают, что так будут ущемлены права детей из близлежащих к этим лицеям и гимназиям домов. Если раньше они могли попасть в лицей и гимназию в приоритетном порядке благодаря прописке, то сейчас для «элитных школ» такое прикрепление отменено. А значит, появилась легальная основа конкурсного отбора детей в то или иное учебное заведение. Муниципальные чиновники, напротив, утверждают, что создали равные условия для всех детей, стремящихся поступить в популярные учебные заведения.
Расширили границы
О том, что некоторые школы теперь будут принимать детей вне зависимости от района проживания, стало известно после опубликования постановления администрации г.о. Самара №157 от 2 марта этого года. Этим документом территориальные участки города с указанием конкретных улиц и домов закрепляются за муниципальными образовательными учреждениями. К гимназиям и лицеям оказалась прикреплена вся территория города. Это означает, что дети, живущие в непосредственной близости от этих учебных заведений и желающие там учиться, не будут иметь приоритетного права на поступление. Гимназии и лицеи будут принимать учащихся в порядке общей очереди.
Кстати, ещё в 2011 году, когда в прессе был опубликован список школ и прикрепленных к ним территорий, наблюдатели заметили, что, например, к престижной школе №41, одной из участниц проекта «Достойные граждане великой страны», были прикреплены лишь четыре элитных дома, два из которых находятся в километре от школы. Близлежащие девятиэтажки по какой-то причине были прикреплены к другому образовательному учреждению. Например, к школе №16 (находящейся в 300 метрах от школы №41) в том же микрорайоне прикрепили 152 дома. Депутат Самарской губдумы Михаил МАТВЕЕВ охарактеризовал эту ситуацию в своём блоге так: «Видно, кто-то сознательно освобождал школу №41 от излишней обязанности принимать детей из соседних домов… Чтобы не мешали своими пролетарскими рожами и драными кофточками расти будущей элите России».
Впрочем, власти Самары уверяют, что стремились лишь создать равные условия для всех детей.
- Школы должны отвечать разнообразным запросам родителей. В спортивном лицее вся система обучения построена так, чтобы ребёнок мог посвящать много времени спорту. Мы не можем обязать родителей из близлежащих домов отдавать своего ребёнка именно в этот лицей. Не все родители предпочитают обучение ребёнка по углубленным программам, таким, как в физико-математическом или аэрокосмическом лицее. Что касается принципа близости к дому, то рядом с каждой гимназией и лицеем есть близлежащие школы, находящиеся в пешеходной доступности, - заявила руководитель департамента образования Самары Надежда КОЛЕСНИКОВА.Насколько законно такое территориальное прикрепление, сейчас разбирается прокуратура.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова нарушения закона в действиях администрации Самары не видит, но отмечает, что социальные риски все-таки существуют.
- Это не личное решение главы Самары. Постановление № 157 от 02.03.2012 г., принято во исполнение изменений ст. 16 Федерального закона «Об образовании», которые выступили в силу с 1 января 2012 г., - говорит Скупова. - Логика федеральных законодателей основана на том, что все средние образовательные учреждения, в том числе лицеи и гимназии, должны быть доступны для всех школьников. Но риски для детей, которые «приписаны» к таким школам по месту жительства, действительно возникают, так как их могут оттеснить не только более подготовленные дети, но и дети более обеспеченных родителей, стремящихся пристроить своих чад в элитные учебные заведения.
Как зарождалась «элита»
Во всем мире к понятию «элитные школы» относят частные платные школы. В России законодательного определения элитных или престижных школ не существует. Так люди привыкли называть школы, которые характеризуются высоким, качественным уровнем образования, индивидуальным подходом к обучению школьников, особой усложненной учебной программой, высокой подготовкой преподавательских кадров. Такие школы могут похвастаться действительно высоким уровнем материально-технического обеспечения. Понятие престижной школы существовало и в советское время. Как вспоминает экс-руководитель департамента образования Самары Сергей ШАБАЕВ, тогда к таковым относили профильные школы, с углубленным изучением иностранных языков или отдельных предметов. С началом 90-х на базе муниципальных образовательных учреждений в городе начали создаваться гимназии, лицеи, колледжи. Сейчас к понятию «элитность» добавился еще и контингент учеников, родители которых имеют достаток выше среднего. «В такую школу нужно не только попасть, а еще и иметь достаточно средств, чтобы там учиться. Я репетировала детей почти из всех упомянутых школ и могу сказать, что сборы там и замашки соответствующие, например, на каникулы в Англию поехать и т.д. Как вы будете объяснять, ребенку, что он не поедет?» - отмечает участник интернет-форума «Самарские родители» Елена КАРТАШОВА, обсуждая инициативу отмены принципа территориального прикрепления.
Борьба за место
Эксперты в целом не видят ничего плохого в формировании некоего костяка элитных школ Самары. Но уже сейчас понятно, что конкуренция за право учиться в престижных заведениях обострится. Будет ли это конкурсный отбор самых способных ребят или конкуренция родительских кошельков, собеседники «АиФ» рассуждать не берутся. Надежда Колесникова отметила, что никакого конкурсного отбора в образовательные учреждения (в том числе лицеи и гимназии) не может быть, - это незаконно. Впрочем, нужно обладать особым зрением чиновника, чтобы не отличать желаемое от действительного.
Как отмечает экс-руководитель департамента образования Самары Сергей Шабаев, гимназии и лицеи создавались как учреждения, реализующие инновационные проекты, а значит, изначально заряженные под элитность. По его мнению, прикрепление к таким школам всей территории города происходит скорее в угоду требованиям населения, это попытка повысить статус учреждений. «Просто прикрепление всей территории не решит проблему: есть санитарные правила, и если гимназия может набрать только три класса по 25 человек, то так и будет, иначе в дело вмешается прокуратура. Здесь надо было бы идти по пути объединения нескольких близлежащих учреждений и создания образовательных центров. Тогда здесь смогли бы учиться все желающие, - рассуждает Шабаев. – Что касается социального расслоения, то оно есть и будет. По этому пути идет все российское образование».
Родительская общественность причин для паники не видит. «Не вижу повода для возмущений. Логично предположить, что не могут быть все школы одинаковыми, различаются нагрузки и направленность. Почему же нельзя отбирать детей? Зачем набирать тех, кто реально не тянет, только потому, что они прописаны в соседних домах?» - отмечает на Интернет-портале «Самарские родители» пользователь Екатерина. Пользователь под ником franch на том же форуме пишет: «Поступить - полдела, а нагрузки серьезные и взносы немалые. Хочешь учиться в гимназии - плати и сдавай вступительные экзамены. Не хочешь или не можешь - в городе полно обычных школ. Мне школа, к которой мы приписаны, не нравится, зато вокруг много лицеев. Не факт, что будем прорываться именно в них, но то, что с них сняли «балласт» в виде «прикрепленных» домов, лично мне выгодно. Меньше конкуренция при поступлении будет».
Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова прогнозирует дефицит мест в школах. «Думаю, острота ситуации возникает не столько из-за неизбежной дифференциации школ на «элитные» и «обычные». В центре города формируется дефицит образовательных учреждений, которые в последние несколько лет практически не строились. Это может оказаться критичным в ближайшие годы с учетом того, что поколение эпохи «бэби-бум» достигает возраста первоклассников», - комментирует Скупова.
МНЕНИЕ
Анатолий ГРИДНЕВ, председатель комитета по образованию и науке Гордумы Самары:
- Как правило, в так называемые элитные школы родители идут «под вывеску». И никто не задумывается о том, сколько детей покидает потом гимназию, так как не справляется с нагрузкой. Что касается качества образования, то некоторые обычные школы не уступают лицеям и гимназиям по количеству выпускников, получивших сто баллов по ЕГЭ.
Алексей ДЕГТЕВ, директор школы №58, депутат Гордумы:
- Гимназии и лицеи должны иметь особый статус, закрепленный на федеральном уровне. Мы должны признать, что лицеи и гимназии – это учреждения нового типа, в которых дети получают более высокую нагрузку. И территориальной привязки здесь быть не должно. Кроме того, родители должны подумать, выдержит ли ребенок такую нагрузку, тогда не будет такого нездорового ажиотажа при поступлении.