Мы, родители будущих первоклассников, хотим рассказать о ситуации, которая сложилась в системе образования Новокуйбышевска, и добиться её изменения.
Пять лет назад был начат эксперимент по разделу школ на общеобразовательные (1-9-й классы) и образовательные центры (10-11-й классы). Были определены 3 школы города как образовательные центры (NN 5, 7 и 8). Из них постепенно вывели всю начальную школу. Родителям о начале эксперимента было просто объявлено. Мало кто понимал тогда, к чему это может привести. Но сейчас мы отчётливо видим все недостатки этого эксперимента. Если раньше дети ходили в школу по месту жительства, то теперь родители мечутся, куда отправить ребёнка, чтобы было ближе к дому, чтобы не было дорог и т.д. Кроме того, эти школы - лучшие в городе, в их начальных классах всегда было много учеников. Например, в школе N 7 было по 3-4 класса в параллели, так как уровень образования очень высокий, и желающих поступить в эту школу было много. Здесь работали высококвалифицированные учителя с хорошо отработанной методикой обучения. Дети учились в школе с 1-го по 11-й классы, и свыше 90% учащихся успешно поступали в вузы. Многие из нынешних родителей окончили школу N 7 и хотели бы, чтобы их дети учились здесь же у своих учителей начальной школы.
Уже не первый год родители будущих первоклассников обивают пороги начальников, курирующих образование, с просьбой, даже с требованием вернуть начальную школу в МОУ СОШ N 7. Но как раньше нас не спрашивали, нужно ли нам это, так и сейчас не прислушиваются к нашему мнению, не обращают внимания на наши проблемы, хотя эксперимент как бы предполагал улучшение в сфере образования.
С просьбой вернуть начальную школу в МОУ СОШ N 7 родители обращались даже к премьер-министру В.А. Зубкову, когда он был в нашем городе. Он ответил, что вопрос вполне решаем на уровне городских властей. Но "добро" на эксперимент дал Д.Е. Овчинников, который возглавлял в то время управление образования в Новокуйбышевске (кстати, Самара и Тольятти благоразумно от этого отказались). Он считает эксперимент удачным, тем более что на него выделяют деньги, а это для него гораздо важнее, чем мнение родителей. И так как господин Овчинников сейчас возглавляет министерство образования области, мы не надеемся на положительное решение этого вопроса.
P.S.
Среди родителей будущих первоклассников есть учителя городских школ, и они могут продолжить список проблем, которые имеют преподаватели в результате эксперимента. Например, количество учеников в школах - образовательных центрах резко сократилось, а сейчас от этого зависит зарплата; сократились часы у некоторых преподавателей до минимума; некоторым пришлось уйти из школы; в городских олимпиадах от 10-11-х классов из 20 школ будут участвовать в будущем 3-4 школы; учителя старших классов школ-девятилеток будут постепенно дисквалифицироваться, так как работа на уровне 9-го и 11-го классов имеет существенную разницу. Думаем, что родители, учителя и директора других школ могли бы продолжить этот список. А вот плюсов от этого эксперимента мы особо не видим. Выделили деньги на новое оборудование? Так по нацпроекту его получили и другие школы, да ещё заработали по миллиону за свою работу. Что касается повышения зарплаты, это уже другой эксперимент. Очень хотелось бы, чтобы наше письмо прокомментировал господин Овчинников.
(К письму приложен список из 31 подписи родителей, и сказано, что это только малая их часть).
Чиновник отвечает
Дмитрий Овчинников, министр образования и науки Самарской области:
- В данный момент мы находимся на пороге новых образовательных стандартов, в том числе и по начальной школе. Если раньше основным компонентом обучения были знания, то в настоящее время - компетентность, то есть умение учиться и умение применять полученные знания и навыки в реальной жизни. Для того чтобы эти новые стандарты реализовать, нужна иная схема организации образования. Все регионы на данном этапе отделяют старшую школу в отдельную ступень. И мы будем неправы, если повернём вспять. Хороших родителей не надуть географической доступностью, они воспринимают школу не как "комнату для хранения ребёнка", а как вариант построения дальнейшей судьбы своего ребёнка. Те же, кто к этому не готов, - идут в маленькую школу.
От редакции
Кстати, в конце года, выступая на форуме "Инновационное образование Самарской области-2007", министр тоже говорил о задачах, стоящих перед самарским образованием. Среди насущных проблем он назвал и проблему создания комфортных, в соответствии с возрастом учащихся, условий образовательного процесса.