aif.ru counter
1749

Занков под запретом. Как повлияет новый список учебников на успеваемость

Новый перечень учебников, утвержденный министерством образования РФ, лишает самарских школьников возможности обучаться по эффективной образовательной системы Занкова.

Система начального обучения Леонида Занкова была создана в период хрущёвской оттепели как один из вариантов развития младших школьников. В те годы, когда СССР оказался впереди планеты всей не только в космической практике, но и в области теоретической математики, физики, в других областях науки и культуры. Тогда стало понятно, как важно всем нам уметь «заглядывать за бугорок времени», как говорил сам автор системы Леонид Занков. Школе будущего нужен был учитель, который сумеет найти подход к каждому ребёнку: и к тому, кто «любит и умеет заглядывать за бугорок», и к тому, кому учение даётся с трудом.

- Эта образовательная теория прошла испытание временем. Я почти двадцать лет работала по Занкову. И могу уверенно сказать, что «занковские» дети были всегда наиболее мыслящими, развитыми и самостоятельными школьниками, умеющими отстаивать свою точку зрения, - говорит Лариса Пикалова, завуч по учебно-воспитательной работе школы №22. - В нашей школе в настоящее время из 11 начальных классов по Занкову работает восемь. Также именно наша школа была экспериментальной площадкой для апробирования электронных учебников по Занкову. Эта система - живая и работающая. Поэтому мы сейчас в большом недоумении: дадут ли детям первых-третьих классов доучиться до четвёртого класса по этим учебникам или же развивающая программа будет прервана на полпути.

Педагогам региона никто конкретного ответа на этот вопрос пока не даёт. Нам же в минобразования ответили, что школы вправе использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные ранее, но не более трёх лет.

Справка
По системе Занкова сейчас обучается 13% всех российских школьников первых-четвертых классов, это 500 тысяч учеников и 12 тысяч учителей. В Самарской области в текущем учебном году по системе Л.В.Занкова обучались 332 класса (по сравнению с предыдущим годом это количество увеличилось на 30). Число учащихся - приблизительно 8300. Система учит добывать знания самостоятельно, а не заучивать и запоминать готовый материал, воспитывает людей с высокой коммуникативной культурой, обладающих широким кругозором, умеющих самостоятельно принимать решения в новой ситуации.

Подпольное образование

По оценкам многих педагогов, эта программа во все времена была современна и актуальна. И сейчас лучше других вписывается в новые образовательные стандарты.

- Одним из самых конкретных и понятных каждому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности и семейного положения, инструментов введения стандарта является учебник. В системе Занкова написаны учебники по всем предметам, есть даже по музыке и физкультуре, - отмечает учитель начальных классов одной из школ Сергиевского района Гузяль Танеева.

Галина Вавилова, заслуженный учитель РФ:
- Если дошкольник не научился говорить и играть, если он вместо книг ежедневно познаёт мир, глядя в телевизор, он не станет успешным учеником. Если в начальной школе ребёнок не почувствует радость познания самого себя и окружающего мира, для него на все последующие годы школа станет нудной обязаловкой. Леонид Владимирович, сознавая это, разработал систему развивающего начального обучения детей и их родителей, систему, которая опередила нынешние стандарты лет на 40, но, видимо, опять не в чести у Минобрнауки! В условиях рыночной экономики замечательная система развивающего обучения младших школьников наткнулась не только на нашу шкалу оценки результатов работы учителя, но и на способ финансирования образования и культуры. Нам всем очень тревожно.

Опытные педагоги прогнозируют такой вариант развития событий в начале следующего учебного года: учителя начальной школы официально перейдут на другие системы учебников, но из-под полы будут продолжать работать по сознательно выбранным ими когда-то учебникам.

- Так, кстати, уже было однажды - в середине 80-х гг.  с системой развивающего обучения: дети держали учебники под партами, - припомнила бывший учитель начальных классов Ирина Подгорнова. - Но это, на мой взгляд, оптимистичный вариант развития событий. Образование в стране уже давно превратилось в рынок образовательных услуг, а на рынке все средства хороши. И для обучения наших детей выбирают отнюдь не лучшие книги. Педагогам же слова не дают.

Эксперты предлагают провести анализ качества образования в начальных классах, где преподавание ведётся по различным учебникам.

- Все, кто работает в школе, знают, какое количество различных статистических данных собирается в течение учебного года, и особенно если школа выходит на процедуру аккредитации или участвует в проверке контроля качества образования, - говорит завуч одной из самарских школ Промышленного района. - По окончании этих процедур дается заключение о качестве образования, одной из составляющих которого являются результаты выполнения учащимися проверочных работ, выраженные в процентах по соответствующему предмету. Пусть кто-нибудь из чиновников хоть один раз соотнесет эти проценты и наименования учебников!

В интернете уже появилось обращение к министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову с призывом вернуть учебники по системе Л.В. Занкова в федеральный перечень 2014-2015 гг. Его уже подписали доктор педагогических наук Елена Архипова, профессор Московского института открытого образования Марина Битянова, а также профессор, почетный член РАО Диана Богоявленская и многие другие. Самарские учителя и родители также активно включились в сбор подписей.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах