Примерное время чтения: 10 минут
5444

Умные в цене. Лучший учитель России о коррупции, школьной нагрузке и ЕГЭ

Ирина Опарина / АиФ

- Ирина Опарина, АиФ-Самара: Как считаете, почему во всероссийском конкурсе победили именно вы?

- Сергей Кочережко: Лучше, конечно, спрашивать об этом у членов жюри. На конкурс меня выдвинул директор гимназии. В подготовку пришлось вложить огромное количество труда, но это окупилось сторицей. Ведь если относиться к делу ответственно и «впахивать», рано или поздно всё получится. Но, надо признаться, я сильно удивился, когда достали табличку с моим именем. Ведь накануне подведения итогов конкурса, на круглом столе по образованию в Госдуме я не делал комплиментов в адрес чиновников, а, напротив, говорил о проблемах системы.

- Как сильно новый статус изменил жизнь?

- Стало гораздо меньше свободного времени, и, к сожалению, его убавилось и на работу с детьми. Езжу в командировки, в том числе, и в государственные органы. В декабре удалось выступить на заседании Госсовета при Президенте РФ по вопросам образования, а на прошлой неделе предоставили слово в Совете Федерации. Много приходится ездить по городам России, и очень интересно видеть, как устроена система образования в других городах. Нашим чиновникам хорошо было бы чаще ездить по провинциальным школам. Не исключено, что в процессе общения с учителями, многие проблемы удастся решить.

- К каким проблемам в Самарской области необходимо привлекать внимание федеральных чиновников?

- Наша самая больная проблема - бумажная загруженность учителей. Дело в том, что каждый преподаватель вынуждены заполнять сразу два журнала - бумажный и электронный. Если оставить один, то учитель освободится для основной работы. А это подготовка к урокам и работа с детьми. Смотрите сами: более шести часов в неделю уходит только на заполнение журналов! В итоге от учителя остаётся только функция, куда же делся человек? А он выжат как лимон. Этот вопросы я  поднимаю всюду, но пока сдвигов мало.

Упёрлись в моду

- Родители не перестают возмущаться: уже начиная с первых классов детей сильно «перегружают» как количеством предметов, так и требованиями к ним. Как это сказывается на успеваемости?

- Нагрузка в школах всегда, в том числе, и в советское время, была высокой. И дети всегда её тянули. Сейчас много предметов, а раньше сдавали гораздо больше экзаменов. Дело в том, что родители сами перенапрягают детей. Надеются, что ребята добьются того, что не удалось им самим. И вот после основных уроков возникает тысяча самых разнообразных кружков и секций. И ребёнок через какое-то время может попросту выгореть, ему не захочется ничего кроме отдыха. На деле же такой подход часто приводит к полной дезориентации. Нередко бывает, что к 11 классу школьник не в состоянии определиться не то что с вузом, но даже с будущей профессией.

- Чиновники считают, что определиться в выборе профессии школьникам поможет общение со специалистами предприятий. Тем более, что у нас крупный промышленный регион, рабочих рук не хватает.

Дефицит кадров в реальном секторе, конечно, есть, но не стоит забывать, что у нас в стране укрепилась мода на высшее образование. Причём не только со стороны родителей, но и работодателей! Доходит до того, что нельзя устроиться уборщицей в крупную корпорацию или продавцом в магазин футболок, если нет знания иностранного языка и вуза за плечами! Я считаю, что внедрение производства в школу не сможет эту моду сломить. На мой взгляд, не все люди реально способны к получению высшего образования. В вузах выясняется, что программу они не тянут, в итоге полученные дипломы ничего не значат. Конечно, хорошо, если школа соединиться с производством. Но нельзя забывать, что в 1958-64 гг. у нас уже был такой опыт.  Два дня в неделю школьники ходили вместо учёбы на производство. Идея оказалась провальной - успеваемость резко снизилась. Вывод: необходимо умеренно смотреть на инициативы, которые исходят «сверху». В то же самое время внимательно присматриваться к тем, которые выдвигает само общество. Ведь не секрет, что в регионе уже многие учебные заведения сотрудничают с промышленными предприятиями.

Сохранять адекватность

- Не менее спорным предметом общественной критики до сих пор является единый госэкзамен (ЕГЭ). Не кажется ли вам, что он, наоборот, открывает широкие перспективы для абитуриентов из отдалённых регионов, из деревень?

- Да, это реальный механизм, который даёт возможность выпускникам из провинции поступать в ведущие вузы страны. Например, Елизавета Лосева, выпускница самарской гимназии №1 поступила в МГУ на юридический факультет, и в списке была 8-ой по счёту из 1200 человек. Конечно, она и при двух экзаменах поступила бы, но сложностей было бы больше. Ведь если сдавать устный экзамен, то возможность тебя «завалить» есть всегда. Когда же твою безымянную работу проверяют незнакомые люди - такая перспектива исключается. Впрочем, у ЕГЭ есть и свои отрицательные стороны. Например, из года в год меняются форматы его сдачи, и к ним необходимо привыкать. Но и даже в этом минусе есть свой плюс! Госэкзамен движется от тестовой формы типа «Угадай мелодию» к заданиям развёрнутого типа. Он принимает вполне нормальную, рациональную форму, отходя от излишнего формализма, с которого начинался.

- Ещё одна проблема, и, пожалуй, самая серьёзная — поборы в школах. Читатели постоянно обращаются с просьбой о помощи, но анонимно. Ведь ребёнку ещё предстоит учиться в этом учреждении. Как считаете, насколько родителям нужно быть смелыми в подобных ситуациях?

- На мой взгляд, нам вообще пора прекращать устраивать скандалы, связанные с недоверием к учителю. Важно понимать, что, таким образом, мы не поднимем статус учительской профессии, а дети, в свою очередь, перестанут в нас верить, также как и родители. Если видеть в учителе главного коррупционера в стране, никто в эту профессию попросту не пойдёт. Новые кадры уж наверняка! А те, кто повинен во взяточничестве на самом деле, останутся на своих местах. Так, сборы на канцтовары для учителя, на мой взгляд, поборами считать не следует. А вот если с родителей учителя тянут на новый «Бентли» - нет повода не обращаться в прокуратуру. В любом случае необходимо сохранять адекватность. Не следует сразу писать письма Путину, а попытаться разобраться на месте. Думаю, эту проблему всегда можно решить в диалоге.

Учиться на родном материале

- Недавно в областной столице ввели предмет самароведение. Как, на Ваш взгляд, необходимо преподавать эту дисциплину, чтобы привить детям любовь к родному краю?

- Практически всё зависит от учителя: его творческого потенциала, энергичности, и, главное, занятости. Ведь если этот предмет «повешен» на него аж 37 часом, то вряд ли получится подготовить интересный урок. Конечно, каждый регион обладает своими уникальными традициями, интересными местами, которые можно открыть для детей. Посвящать школьников в историю родного края просто необходимо, но порой часов настолько мало, что мы не успеваем рассказать им даже историю страны. В целом, самароведение у нас ещё обкатывается, и, на мой взгляд, у этого предмета хорошие перспективы. Необходимо учесть образцы лучшего опыта его внедрения и выложить в виде презентаций на сайте профильного департамента. По сути, краеведение как никакой другой предмет позволяет развивать проектную, исследовательскую деятельность детей. Каждый ребёнок на местном материале может глубоко изучать историю своей семьи, родной улицы, дома, района. Всё близко, под боком. Например, собирать материал по истории революции в Москве сложно, если физически вы находитесь в Самаре. А вот узнать о том, как это происходило в нашем городе довольно просто - достаточно прийти в местный архив.

Быть активными

- Как вы в целом оцениваете уровень среднего образования в нашем регионе?  

- Как достаточно высокий. Благодаря государственной поддержке учителя теперь не только морально, но и материально заинтересованы в успехах детей на олимпиадах. Это ведёт к тому, что в школу всё-таки идёт всё больше молодых педагогов. Немаловажно и то, что за последние 4 года учителя из Самарской области входили в топ-5 конкурса «Учитель года», а говорит само за себя. Регионы, в которых система образования не развита, элементарно не будут уделять внимание такому конкурсу.

- Несмотря на хорошие подъёмные, далеко не все молодые учителя согласны работать на селе. Почему?

- Тут снова вопрос моды. Сегодня считается очень престижным работать в мегаполисе. Кроме того, многим  сложно сменить городской образ жизни на сельский. Я, например, сколько бы не заплатили, не готов переехать сам и перевезти свою семью в деревню. 

- Что пожелаете молодым учителям в кризисное, не простое для страны время?

- Время в России всегда не простое, но, к счастью, мы преодолевали и гораздо более тяжёлые времена. Молодым педагогам желаю не терять интереса к школе, несмотря на многочисленные повседневные проблемы. Важно, чтобы в первые годы работы у вас не опустились руки. Ведь мы можем многое изменить в системе образования, усовершенствовать её. И главное при этом всегда оставаться деятельными. Если человек активен, то он становится интересным для людей, общества, и, в конечном счёте, добивается успехов.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах