По словам заместителя главы Минэкономразвития Самарской области Любови Ивановой, сегодня на самарском рынке труда отмечается дефицит работников. В губернии зарегистрировано порядка 13 тысяч безработных, при этом количество вакансий составляет 36,5 тысяч. «По состоянию на 1 октября 2013 года уровень безработицы составлял 0,8% от экономически активного населения. За первые девять месяцев 2013 года в службу занятости населения Самарской области обратились около 50 100 человек. Из них были трудоустроены около 33 200 человек», - говорит Любовь Иванова.
Как считают специалисты, главной причиной дефицита работников в Самарской области заключается в том, что работники сейчас требуются на рабочие вакансии, а вот офисный труд не востребован. На рабочие вакансии приходится до 70% всех заявок от работодателей. При этом самарцы категорически не хотят работать руками и не желают идти в производственный сектор. «Это явление характерно для всей страны. И понять людей можно. Работать в офисе намного приятнее и престижнее. К тому же достаточно долгое время производственники получали зарплату намного ниже, чем сотрудники офисов. Сейчас ситуация меняется, оклады в производственном секторе растут, но этого недостаточно. Я считаю что для того, чтобы ситуация изменилась и люди пошли работать к станку зарплата рабочего на производстве должна быть раза в два выше чем у офисного сотрудника. Даже если зарплаты равноценные, многие не захотят идти на производство ввиду того, что условия труда там не такие хорошие, как в офисе», - говорит экономист Михаил Шугарев.
Но ситуация на рынке труда Самарской области начала постепенно меняться, все больше технических специалистов после окончания учебы идут работать на производство. Начал расти престиж и рабочих специальностей.
МНЕНИЯ
Никита Рублёв, инженер-конструктор 2-й категории в ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
Я шёл на завод с горячим сердцем компьютеризировать отрасль, но первое время в отделах многие ещё чертили на кульманах. Сейчас ситуация изменилась к лучшему.
Впечатления от работы смешанные. Государственное предприятие - это громоздкая, неповоротливая бюрократическая машина. Нужно собирать множество подписей даже для элементарной отправки факса. Все решения принимаются медленно. Но мне повезло, что я попал именно в проектный отдел: это, пожалуй, самый интересный род деятельности на предприятии. Проектировщик придумывает, как изделие будет выглядеть, как в нём будут располагаться приборы. Чистое творчество! Даже названия придумываем мы сами. Из неприятного, помимо бюрократии, можно отметить режимность. На территорию запрещено проносить сотовые телефоны, флэшки и даже наушники. Регулярно проводятся проверки, на выходе нас досматривают с металлоискателями. Зарплаты, вопреки слухам, у нас не нищенские. Регулярно растёт оклад. Когда я устраивался на работу, мой оклад составлял 8 тыс. руб. Сейчас для новичков уже 13,5 тыс. С учётом премий, надбавок, выплат молодым специалистам итоговая сумма выглядит более прилично. А после регулярных аттестаций на следующую категорию оклад возрастает. Молодёжь на заводе приветствуется, и её становится всё больше и больше. Новичку готовы прийти на помощь все коллеги.
Оксана Милюдина, врач-кардиолог в ГБУ «Городская клиническая больница №1 имени Н.И. Пирогова»
Решила, что хочу быть врачом, в 11-м классе. Хотелось, чтобы профессия была чем-то большим, чем простое зарабатывание денег. Конечно, в реальности всё оказалось не так радужно, как представлялось сначала. Специфика работы кардиолога в том, что большинство наших пациентов - хронические больные. Исцелить их полностью невозможно - можно лишь добиться улучшения. К тому же восприятие мира у больного человека совершенно другое, с ними не всегда просто общаться. А подавляющее большинство пациентов кардиологии к тому же люди глубоко пенсионного возраста. Нагрузка бывает высокой, устаю… Но о смене профессии не думаю. А самое приятное в работе - видеть, что пациенту становится лучше.
Анастасия Федоровская, школьная учительница
Во время обучения в университете я даже не думала, что пойду работать в школу. Но спустя год всё же решила это сделать. Выкладываясь на работе, хотелось понимать, что ты делаешь полезное дело, а не просто сидишь в душном офисе и обновляешь каждую минуту страничку в соцсетях. Теперь я учитель истории и обществознания в обычной самарской школе. Интересно передавать свои знания детям, вовлечь их, разнообразить образовательный процесс. Работа с детьми приносит удовлетворение: они вдохновляют, порой удивляешься их способностям. Однако существует одно огромное «но». Сейчас дети не имеют представления о том, как вести себя в обществе, в школе, как нужно разговаривать с учителями, что можно сказать, а какое слово лучше приберечь для товарища. И чем лучше и душевнее ты относишься к ним, тем больше они будут вытирать о тебя ноги. Я не знаю, от чего именно это зависит, но прежде всего это, конечно, воспитание. Если родители не являются авторитетом для детей, им уже ничего не поможет. С этим, к сожалению, я тоже уже столкнулась.
Кроме хамского отношения к педагогам, они абсолютно не настроены на учёбу. Сегодня они знают, что могут закончить девять классов и пойти работать офис-менеджером.