Почему такие процессы происходят в нашей области? Какую роль во всём этом играют профсоюзы? Как обстоят дела с защитой прав рабочих в целом? На эти и другие острые вопросы «АиФ-Самара» ответил заместитель председателя Федерации профсоюзов Самарской области (ФПСО) Дмитрий Колесников.
Живём в «диком поле»?
АиФ-Самара: Права работников с каждым годом нарушают всё больше. Причём не только в малом бизнесе, но и на крупных предприятиях. В советские времена эти проблемы решали профсоюзы. Как обстоят дела сейчас?
Дмитрий Колесников: Признаюсь: значимость профсоюзного движения «набирает обороты». После многолетнего «раздрая» и органы власти, и работодатели осознали, что с людьми труда лучше общаться по-хорошему, чтобы доносить до них политику государства. Мы провели встречи как с работодателями, так и со структурами исполнительной власти региона и договорились о взаимодействии. Кстати, в феврале это закрепил распоряжением глава региона. Теперь для того, чтобы решить проблему, людям не нужно бастовать, выходить на митинги, сжигать машины и запугивать работодателя какими-либо подобными акциями, как это делают на Западе. Достаточно вступить в профсоюз. Вести диалог с нарушителями будем уже мы. Предпосылок для конструктивного и продуктивного общения сегодня больше, чем когда бы то ни было. Каждый работодатель области теперь обязан соблюдать трёхстороннее соглашение. Но пока нет главного - рычага контроля. То есть необходимо определить того, кто будет проверяющим. По идее, эту функцию необходимо возложить на профсоюзы, но пока они сформированы далеко не на всех предприятиях...
- А много ли людей в регионе состоят в профсоюзах?
- В ФПСО входит примерно 50% работоспособного населения области (около 600 тыс. чел.), остальные пребывают в так называемом «диком поле» - и условия их труда ужасны. Профсоюзы действуют почти на всех крупных предприятиях, исключение составляет банковская сфера и отчасти газовая. И вы посмотрите, что там происходит! Когда люди приходят на работу, то сразу пишут два заявления - о приёме на работу и об увольнении. Это же полное бесправие! Работают по 12-14 часов в сутки. А ведь согласно всем международным стандартам восполнение трудоспособности возможно лишь в том случае, если человек работает 8 часов. Или же сокращается и продуктивность, и даже продолжительность жизни, ведь работник испытывает постоянный стресс. Ведь когда вы страхуете машину, то даже не предполагаете, что уже завтра её разобьёте. Пусть на всякий случай страховка будет. То же самое и с профсоюзом. Когда вы устраиваетесь на работу, то не предполагаете, что уже завтра вас могут уволить. И тут поддержит только профсоюз. Человек не машина, ему необходимо чувствовать себя в коллективе: где-то получить совет, а где-то и гарантию.
Мало не покажется
- Как в целом оцениваете правовую грамотность трудящихся региона?
- Защищать свои интересы, как показывает практика, люди стремятся. Конечно, страх потерять работу до сих пор остаётся. Тем не менее активность растёт. Всё больше трудящихся вступают в профсоюзы. В последние годы на первомайские демонстрации мы собираем и по 20 тыс. человек! И если раньше людей приходилось уговаривать, то сейчас они идут сами. Вероятно, осознают, что сила в единении.
- Однако в последнее время известны примеры, когда из профсоюзов, напротив, выходят сотнями. Как, например, на сызранском «Автокомпоненте» (ранее - «Пластик». - Ред.)...
- Действительно, проблема на бывшем «Пластике» стоит очень остро. В Сызрани очень мало работы, и люди элементарно боятся её потерять. Им говорят: или выходишь из профсоюза, или мы тебя «за борт». Условия работодатель ставит жёсткие. И сызранский случай - не исключение. В такую ситуацию попадают рабочие коллективы многих предприятий, собственники которых не из нашей области. Вести диалог с ними очень сложно. У наёмных менеджеров один ответ: сколько денег им дали «сверху», столько и могут потратить на зарплату. Отсюда - дикие сокращения по всем фронтам. И, на мой взгляд, в таких ситуациях необходимо усилить внимание со стороны властей к профессиональным объединениям.Ведь если не будет профсоюзов, люди организуются в стихийную структуру, которая не имеет опыта ведения диалогов. И они дадут всем такого жару - мало не покажется! Как, например, независимый вазовский профсоюз «Единство», в котором около ста человек, а «трясёт» весь Тольятти! Митинг за митингом, а конструктивного диалога нет. И результата нет. Подобная ситуация сегодня может легко возникнуть в других городах региона.
Было бы что возрождать...
- В прошлом году в регионе фактически сорвали программу поддержки местных инновационных разработок - предприятиям выдали лишь треть от запланированных субсидий. Насколько в целом наши заводы оснащены современной техникой, идут в ногу с последними технологиями?
- Действительно, крупные промышленные предприятия региона практически не оснащены новейшей техникой. И рабочий процесс там очень не простой. «Классика жанра», когда собственник предприятия годами «выкачивает» из завода деньги, абсолютно не вкладывая в его модернизацию. От людей требуют высокой производительности труда, но откуда ей взяться, если станку 70 лет и он уже на последнем дыхании? В итоге и качество, и объёмы выпускаемой продукции, и, соответственно, зарплаты оставляют желать лучшего. Это одна из глобальных проблем, над которой сегодня работают профсоюзы совместно с работодателями.
- Кстати, сегодня все силы властей направлены на то, чтобы молодёжь обучали рабочим специальностям. Готовы ли самарские предприятия принимать таких специалистов? Места есть?
- Предприятия, которые занимаются набором высококвалифицированных работников, у нас были, есть и будут всегда. И не секрет, что простые сварщики порой зарабатывают гораздо больше, чем менеджеры предприятий. «Золотые руки» незаменимы. С перекосом в образовании в сторону гуманитариев мы получили огромное количество выпускников, которые работают не по специальности. В итоге своими руками мы ничего сделать не можем.
- А ведь именно сегодня, с учётом западных санкций, самое время возрождать местные предприятия. Все только и говорят, что об импортозамещении...
- Было бы что возрождать! Некоторые непродуманные действия собственнэиков наших предприятий приводят к тому, что в области уже не осталось людей, которые могут отладить производство. Так, на территории завода им. Тарасова, где работали уникальные специалисты, вскоре вырастет жилой комплекс. Только кто будет в нём жить, если в городе не останется работы? Даже если сейчас собственники вдруг одумаются и решат вернуть завод, где они найдут квалифицированных рабочих? Всех этих мастеров мы уже трудоустроили на другие предприятия...
- Как, на ваш взгляд, обстоят дела с безработицей в области? На каком мы месте в Поволжье?
- У нас пока не катастрофическая ситуация. Особенно по сравнению с другими регионами. Пока работа в области есть. Сегодня мы очень плотно работаем как с предприятиями Самары и Тольятти, так и с работодателями из других муниципалитетов. Сокращённых людей в службы занятости отправляют оперативно. Что будет дальше - предположить сложно.