Но нужно ли это «Груше»? Сохранятся ли при объединении фестиваля его дух, традиции? Об этом рассказал президент Самарского клуба авторской песни им. Валерия Грушина, организатор фестиваля Борис Кейльман.
Жить в дружбе
- К вопросу объединения Грушинского фестиваля причастны высокопоставленные и уважаемые люди, и мне вовсе не хочется выступать в роли какого-нибудь бунтаря. Я - законопослушный гражданин и сразу сказал, что перед тем, как принимать столь серьезное решение, необходимо разобраться в ситуации.
Наш фестиваль всегда был вне политики. Жить в дружбе, любви и в прекрасном общении - вот наша политика. Когда летом министр Владимир Мединский приезжал к нам на «Федоровку», то сказал, что нам абсолютно ничего менять не нужно. Необходимо лишь определиться с финансированием. Сейчас он предлагает объединение Грушинского фестиваля и «Платформы».
Министр сказал, что в будущем году необходимо собрать 200 тысяч гостей. Но зачем ставить такие задачи? Мы же не на войне! На фестивале происходит самоорганизация - люди едут туда по зову души. Если мы начнем рекламировать и зазывать, то все погубим.
Сегодня Грушинский фестиваль может превратиться в коммерческий проект по зарабатыванию денег, ведь всем гостям необходимо и есть, и пить, и спать, и прочее. У нас нет цели заработать, и изначально не было. Мы не коммерсанты. Бог нас спас от этой болезни. Там, где коммерция, - нет души. Никто из многих сотен людей, участвующих в организации фестиваля с утра до ночи, не задал вопрос: «А сколько мне за это заплатят?» Насколько я знаю, на «Платформе» организаторов нанимают. И я точно знаю, что всех наших гостей - музыкантов - пытались перекупить. Но эти деньги абсолютное большинство наших почетных гостей не прельщают. Для нормальных людей дружба всегда важнее денег.
Люди знают, где правда
- Когда новый хозяин «Мастрюков» - компания «Мета» - начала вести свою «Платформу», то скопировала у нас все - и плавучую гитару, и сценарий, и все традиционные мероприятия. Внешне они попытались быть похожими на нас, но внутренне-то не получилось! И люди разобрались, где настоящее, а где фальшивое. Но с «раздвоением» фестиваля многие вообще перестали на него ездить. Все эти передряги нанесли колоссальный ущерб фестивалю. Померк его бренд, упала посещаемость.
Но мне отрадно наблюдать, что в этом году наш юбилейный Грушинский фестиваль, проводимый на «Федоровке», набрал обороты. К нам приехали уже 60 тысяч человек, а в следующем году, может быть, будет 80 тыс., так до 200 тыс. дойдем. И это будет, только не сразу и никак не по приказу.
Я не вижу проблем в том, что у нас скромнее инфраструктура, чем на «Платформе». Ведь, по-сути, Грушинский - это палаточный рай. Нам не нужны туалеты с роскошными плитками, не нужны домики на турбазах и кафе. Ведь это счастье - пожить в палатке, посидеть у костра, приготовить еду в котелке.
Я мало интересуюсь фестивалем «Платформа», но знаю, что сегодня авторская песня оттуда практически ушла. Но каждый музыкальный жанр достоин уважения. Я вообще считаю, что чем больше фестивалей, тем лучше. Пусть каждый слушает то, что любит. И не нужно из двух совершенно различных по жанру фестивалей делать один. По своему опыту знаю, что на фестивалях нужно как можно меньше командовать. Здесь командует душа.
Назад возврата нет
- Объединить оргкомитеты двух фестивалей просто невозможно. На самом деле разделения не было, поэтому нечего объединять! С «Мастрюков» нас выгнали еще семь лет назад, причем очень нечестным образом - продали землю, политую нашим потом и кровью в течение 30 лет.
Мы оставили там столько души, а нас так некрасиво выставили. И это не заживающая душевная травма. Теперь фестиваль традиционно проводится на Федоровских лугах. И разговор идет не об объединении, а о поглощении.
Пусть это будет один, общий фестиваль, только проводится на разных полянах. Благо, расстояние между ними небольшое. Кто захочет, может путешествовать между площадками. А еще можно развести фестивали по времени. Например, в одни выходные - Грушинский, в другие - альтернативный фестиваль «Платформа». Здесь может быть много вариантов, нужно обдумать все.
Мы еще думаем, а в прессе уже все подано так, что нас победили. В этой ситуации, к сожалению, нет побежденных, есть одни лишь проигравшие. Ведь страдает и престиж фестиваля, и экономика - людей меньше к нам в губернию едет. Самое сложное в процессе объединения фестивалей - воссоздать атмосферу дружбы, благодушия и гостеприимства. Чтобы не было врагов и на первом месте стояли не деньги, а человеческие ценности.