Платить по-любому
«В 2007 году в подведомственных нам домах мы за свой счёт установили приборы учёта теплоснабжения и с тех пор платим за тепло и горячую воду по ним. Счётчики на воду стали появляться и в квартирах. Результат таков: за четыре года объём потребляемой нашими домами горячей воды снизился на 26106 тонн. Казалось бы, этот пример очень положительный, особенно для собственников, которые летом живут на дачах. В то же время жильцы не спешат устанавливать счетчики по причине отсутствия циркуляции горячей воды в летний период, а установившие их отказываются платить.
Чтобы получить горячую воду в водопроводном кране квартиры температурой хотя бы 40-50 °С (по нормативу должно быть не менее 60 °С), жильцы, особенно утром, вынуждены сливать её в канализацию в течение минимум 30 минут. Лично я в будний день до появления из крана горячей воды сливал по 15 литров. Всё дело в том, что поставщик подаёт на наши тепловые пункты горячую воду по одной трубе без обеспечения её циркуляции, т.к. задвижку на обратном трубопроводе на летний период (6 месяцев) он закрывает.
Приведу ориентировочный расчёт на примере нашего ТСЖ. Разница между стоимостью кубометра (тонны) горячей и холодной воды составляет 208,75 рубля. Предположим, что ежедневно каждая квартира сливает в канализацию по 10 литров воды, оплаченной по «горячему» тарифу. Получается, что каждый месяц собственники переплачивают по 63 рубля, а ТСЖ, в ведении которого, скажем, 450 квартир, — уже 28,35 тысячи рублей. Возникает вопрос: почему население должно платить за холодную воду как за горячую?»
А. Штейнмардер, Самара
Действительно, поставщики тепла (в Самаре это «Территориальное управление по теплоснабжению в г. Самаре») на летнее время перекрывают задвижки на «обратных» трубах, чтобы до начала отопительного сезона их отремонтировать. «Но не весь же летний период в полгода ремонтируется конкретный участок магистральных трубопроводов!» - возмущены представители ТСЖ «Проспект».
Впрочем, по мнению специалистов областной жилинспекции, проблема слива воды, равно как и наматывание при этом совсем ненужных кубометров, - это проблема собственников жилья. Мол, энергетики тут ни при чём — они-то подают в домовые коммуникации воду нормативной температуры. «А что там дальше остыло - проблема собственников», - заявили в своём ответе на запрос «АиФ-Самара» представители жилинспекции.
Циркуляция воды во внутридомовой системе может происходить, например, за счёт работы насоса. Но он стоит денег. А поставщики коммунальных ресурсов, как и местные власти, раскошеливаться на это не намерены: расходы на установку насоса будут покрываться за счёт увеличения тарифов. «Если потребители при тупиковой схеме горячего водоразбора хотят получать горячую воду сразу, то им как собственникам жилья необходимо принять меры по теплоизоляции стояков до самой верхней квартиры, то есть опять вложить дополнительные деньги в свой дом», - констатируют в жилинспекции. Вот такой замкнутый круг — платить людям так или иначе придётся.
Можно штрафовать
Если ресурсоснабжающая организация всё же подаёт к дому недостаточно горячую воду, можно ли как-то получить перерасчёт за предоставление услуг ненадлежащего качества?
Л. Дмитриева, Самара
Как сообщили специалисты областного министерства ЖКХ, при получении некачественных услуг потребитель имеет полное право требовать уплаты неустоек. По закону, температура горячей воды в точке разбора (граница между домовыми и общими сетями, как правило, проходит по стене дома) должна составлять не менее 50-60°С (для закрытой и открытой систем теплоснабжения соответственно), но не более 75°С. Правда, допускается отклонение температуры горячей воды в той самой точке разбора. В ночное время, с 23.00 до 6.00, оно может составить не более 5°С, а в дневное — не более 3°С. За каждые 3°С последующего «остывания» стоимость услуги снижается на 0,1% за каждый час. А если температура горячей воды ниже 40°С, то можно смело оплачивать её как холодную.
Алгоритм взыскания неустоек с поставщика таков. Первым делом потребитель должен уведомить о ситуации аварийно-диспетчерскую службу ресурсоснабжающей организации — письменно или устно, можно даже по телефону. Это обращение обязательно должны зарегистрировать. Если в службе не знают, почему горячая вода вовсе не горячая, то её сотрудник должен назначить точное время и дату проверки этого факта. По её результатам составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. В нём обязательно должны стоять подписи представителей поставщика и потребителя (им может выступить любой собственник). А ещё в акте должны быть указаны нарушения параметров качества, время и дата, когда эти нарушения начались. Этот документ и является основанием для перерасчёта платы за горячую воду и для уплаты неустойки за нарушение своих обязательств. Её сумма должна быть прописана в договоре о предоставлении коммунальных услуг.