ЖЕЛЕЗНАЯ дорога не менее "гиблое" место для народа, чем забитые транспортом улицы и шоссе Самары.
ВЕДЬ проходит "железка" через губернский центр по густонаселённым районам. Сведения об очередной жертве, попавшей под поезд, попадают в хронику происшествий Самарского линейного управления внутренних дел практически ежедневно. Одно утешение, дети в этом печальном списке фигурируют всё реже.
Всех "героев" - на линейку.
- В ПРОШЛОМ году произошло 5 несчастных случаев с детьми, 4 из них со смертельным исходом, - рассказала нам начальник отдела по делам несовершеннолетних СЛУВДТ Алла Нечёсова. - В этом году таких трагедий пока не было (тьфу-тьфу, хоть бы не сглазить). Только травмы. Да и то ребятишки пострадали по халатности взрослых. Считаем, беда обходит нас стороной, потому что мы тщательно патрулируем пути и наладили в этом году хорошую профилактическую работу в школах.
На территории, курируемой Самарским ЛУВД, находится около двух с половиной десятков школ. Почти каждая в двух шагах от платформы. На переменках и после уроков некоторые школьники предпочитают развлекаться на рельсах. На станции Конструкторская, например, на мостике через речушку Свинуху "экстремалы" придумали щекочущую нервы забаву. Мальчишки на спор подкладывали ветки под колеса идущего поезда. Выигрывал тот, чья рука оказывалась ближе всех к колесу. За этим занятием балбесов и застукали инспектора ОДН СЛУВДТ.
Другую группу любителей острых ощущений обнаружили на днях на Ленинградском переезде станции Самара. Поезда здесь всегда замедляют ход. Девятиклассники ближайшей школы запрыгивали на цистерны, цепляясь за лестницу на её боку, и катились до Толевой. Трудно описать чувства, которые испытали родители "наездников", узнав, как проводят каникулы их отпрыски. Они были шокированы. Некоторые плакали. Оказалось, у одного их этих мальчишек двоюродный брат лишился обеих ног, катаясь зимой, зацепившись за трамвай. Трагедия кузена ничему не научила.
На родителей составили протоколы. А лихачей "пропесочили" на линейке в школе, собранной по этому случаю. Кстати, милиционеры признают, что пять-десять минут строгого разноса перед школьной параллелью действуют гораздо эффективнее нудной беседы.
За первое полугодие в учебных заведениях было прочитано 883 лекции о правилах поведения на железной дороге. А в прошлом за весь год - 510. Просто раньше не все директора школ шли на контакт с милицией. Теперь, почувствовав пользу, сами зовут.
Зато комиссии по делам несовершеннолетних при райадминистрациях пока не работают в полную силу. Алла Нечёсова поминает добрым словом лишь КДН Железнодорожного района. Начальник комиссии Ольга Алексеева досконально разбирает все подобные ЧП и с детьми в школах на линейках, и с их родителями. Как её, так и инспекторов ОДН СЛУВДТ ребята знают в лицо.
"Почему взрослым можно, а нам нет?"
ТАКИМ вопросом дети часто огорошивают представителей транспортной милиции. Они же видят, как взрослые выскакивают из придорожных кустов и перебегают пути под носом у паровоза.
Недавно на станции Самара произошёл трагикомичный случай с пенсионеркой. Бабуля решила срезать маршрут и полезла через мостки, соединяющие вагоны. Взобралась, а слезть не успела - поезд тронулся. Старушка в неудобной позе домчалась до Новокуйбышевска. По дороге она такого страху натерпелась, что, оказавшись наконец на земле, долго крестилась, повторяя: "Слава тебе, господи!".
Анализ железнодорожных трагедий показывает, что 80% из них происходит по вине взрослых. Например, год назад погиб 12-летний мальчик из посёлка Толевый. Оказалось, мама послала его на станцию за углём. Сторожа ребёнка шугнули, но ведро с углём ему сердобольно оставили. Для подростка это была нелёгкая ноша. Он и решил немного проехать на попутном поезде. Когда запрыгивал, нога с подножки соскользнула, и ведро потянуло вниз. Ребёнка затащило под поезд.
Когда приехали милиция и "скорая", он ещё был жив. Последнее, что прошептал мальчик: "Передайте мамочке, что я умер".
Недавно на вокзале нашли ещё одну потенциальную жертву. Милиционеры, к счастью, вовремя заметили, что по платформе мечется рыдающая девчушка лет семи. Она рассказала, что ищет свою маму, которая через дворовых ребят передала ей 50 рублей и указание: ждать её на вокзале. Малышка самостоятельно приехала на "Газели" из Черноречья и прождала маму весь день. Позже выяснилось, что маменька поссорилась с мужем-военным и решила уехать в родную Уфу. Но по дороге зашла к соседке и своё горе "залила" водочкой. А вечером её вдруг осенило, что ребёнок пропал. Она и позвонила в милицию. Девочку нашли, но родительнице не отдали - отправили в приют. А с беспечной мамашей будет проводиться воспитательная работа.
Другая жертва материнской любви, 9-летняя Алина, недавно сбежала на вокзал с Красной Глинки. Её мама работает поваром в вагоне-ресторане. Дома появляется редко и всего часа на три. Остальное время Алина проводила с бабушкой, которая с внучкой обращалась неласково. После очередных побоев и дерганий за волосы девочка сбежала. На вокзале её взялся опекать Вова Спицын - беспризорник. Вова с рождения жил в интернате для детей, больных ДЦП, а когда почти вылечился, его забрала мама. Но отчим его стал попрекать инвалидностью, и Вова убежал. Его сейчас никто не ищет.
У Алины, напротив, есть отец, который живет с другой семьей, но давно хочет забрать дочку к себе. Однако бывшие жена и тёща из-за этого устраивали скандалы. Теперь вся надежда у Алины на суд, который, надеется она, отдаст её отцу на законных основаниях.
На юг за... травмой
ЛЕТОМ народ устремляется на море. В южном направлении мчатся целые детские поезда, в которых бывает по 960 ребятишек. Сопровождают их учителя и воспитатели. Но Алла Нечёсова говорит, что, к сожалению, не все взрослые относятся к своим обязанностям ответственно. На стоянках дети высыпают из вагонов и разбегаются по сторонам. А сопровождающие их взрослые порой даже не выходят за ними присмотреть. Несчастные случаи происходят и во время движения поезда. Так, в отряде, ехавшем из Челябинска в Крым, у одной девочки разболелся живот. Воспитатели дали ей таблетку и успокоились. Ехала девочка на второй полке и, когда в очередной раз попыталась слезть, упала вниз головой. С тяжёлой черепно-мозговой травмой её доставили в нашу областную больницу им. Калинина. А воспитатели даже из поезда не вышли, не говоря уже о том, чтобы сопроводить девочку в больницу. И этот случай не единственный.
Трагедии происходят и по родительской халатности. Сейчас в одной из самарских больниц лежит 3-летний малыш, перенёсший тяжёлую операцию на голове. Мама, поставив его на верхнюю ступеньку вагона, отвернулась купить мороженое. Ребенок то ли споткнулся, то ли чего-то испугался и упал вниз головой, "пересчитав" все ступеньки.
По словам Аллы Альбертовны, нередко родители бегут на электричку и волокут за собой малолетних детей. Ребятишки спотыкаются, потому что не могут развить такой прыти, как взрослые, и получают травмы. Ещё бывает, что толпа, кинувшись к подошедшей электричке, сбивает детей с ног, и некоторые бедолаги даже попадают под поезд, лишаясь конечностей. Сталкиваясь с такими ужасами, Алла Нечёсова не устаёт изумляться: неужели стоимость билетов на поезд выше и ценнее жизни и здоровья собственных детей?..