Молодым мамам нужно для начала чуток помочь. А уж потом со всеми проблемами наши сильные женщины справятся сами.
Так считают специалисты самарской социальной гостиницы для женщин, оказавшихся в кризисной ситуации. Эта гостиница на днях открылась в Самаре.
...Венера жила и училась в интернате, когда забеременела. Все вокруг уговаривали её сделать аборт. Но она решила - ребёнок должен родиться, а вся её небольшая семнадцатилетняя жизненная история - стать примером для чада, как жить не стоит. Хотя "ничего страшного", говорит сама Венера, с ней пока не произошло.
От "непутёвых" мамаш родные отвернулись
Таких, как Венера, в самарской социальной гостинице "Мать и дитя" пока девять (всего оборудовано 20 комнат. - Авт.). Женщины, которые оказались в приюте, далеко не все пропащие наркоманки и алкоголички, как почему-то принято считать. Большинство из них находятся в такой же ситуации, что и многие "благополучные" российские семьи, - у них нет жилья. Только вот после рождения ребёнка они остались с этой проблемой один на один - близких, которые могли бы приютить их хотя бы на время, нет или они от "непутёвых" родственников отвернулись. Первая мысль отчаявшихся женщин - отказаться от малыша.
Ольга сама скитается по приютам ещё с подросткового возраста - в детстве её с матерью выгнал из дома отец. Когда родила - малыша тут же забрали: в детском приюте жить с новорожденным младенцем не положено. Зато теперь, после открытия социальной гостиницы, ей предложили взять ребёнка обратно и попробовать устроить "семейную" жизнь.
Анне, в двадцать лет оставшейся с двумя детьми на руках, в одиночку их не прокормить. Она хоть и работала, но полутора тысяч ежемесячного пособия, которые положены ребёнку до полутора лет, и ещё пятисот рублей на двоих малышей как матери-одиночке никак не хватает на съём квартиры, детское питание и одежду.
Сейчас все женщины, живущие в приюте, сходятся в одном - никакие жизненные напасти уже не станут поводом для того, чтобы они бросили своих детей и начали заново устраивать свою личную жизнь. Отказниц, бросающих своих младенцев ещё в роддоме, эти юные матери осуждают.
Женщина - домой, ребёнок - в дом малютки
Хотя мам-"кукушек" у нас всё ещё довольно много. Возможно, из-за того, что в роддомах нет специалистов, умеющих работать с отказницами. Ведь чтобы женщина не оставляла своего ребёнка на попечение государства, порой достаточно поработать с ней и её родственниками психологу. Пример привела министр по вопросам семьи и демографического развития облправительства Елена Шашарина:
- Мать с ВИЧ-инфекцией родила ребёнка, её родители поначалу категорически отказались принимать дочь с новорождённым. Но с бабушкой и дедушкой поработали наши специалисты, и они приняли и дочь, и внука в семью. Раньше, если мама отказывалась от ребёнка, мы без лишних слов помещали его в дом малютки, а отказница шла домой. Как правило, в таких случаях матери за своими малышами уже не возвращались.
Министр уверена, чтобы мама заботилась о ребёнке, нужно, чтобы кто-то заботился о ней. Нельзя оставлять маму одну с новорождённым, ведь беременность, рождение ребёнка - это всегда большой стресс. Новоявленные мамочки пугаются сложностей и ответственности. А российское законодательство позволяет отказаться от ребёнка в любой момент. Вот только после того, как мама пожила с ребёнком несколько месяцев, у неё возникает материнская привязанность и оторвать от себя малыша ей гораздо труднее. Для того чтобы дать такой шанс матерям, и создаются подобные приюты.
Мама на испытательном сроке
Адаптивные "комнаты для матери и ребёнка" уже открыли в Новокуйбышевске, Сергиевске, Тольятти, Сызрани. Всё содержание матери и детей в приюте берёт на себя государство. Мамы с детьми могут находиться там до полугода. За это время кого-то обеспечивают жильём, кому-то помогают материально. На днях все приютские от души порадовались за Катю. К ней приехал отец новорождённого и пообещал взять на себя заботу о ней и о ребёнке.
- Есть и другие истории, - рассказывает социальный педагог гостиницы Марина Жукова. - Женщина с двумя малышами скрывает от своих родственников, что она живёт в приюте, а её муж лечится в наркодиспансере. Для близких сочинена легенда - она с мужем и детьми находится в деревне. Как будет развиваться ситуация дальше, не знаем, но пока гостиница - единственное место, где этой женщине кто-то помогает.
А вот грустная житейская история Иры. Пока она жила в Самаре, её дом в деревне среди бела дня разобрали по брёвнышку и увезли. Из-за "асоциального" поведения троих её старших детей отправили в приёмные семьи, грудничок пока с ней в гостинице. Районная власть обещает выделить ей две комнаты, а при условии, что она "возьмётся за ум", есть возможность вернуть и старшеньких. Если Ирина испытательного срока не выдержит - комнаты оставят за детьми до их совершеннолетия, но жить им опять придётся в чужих семьях, а маленького могут даже усыновить. Ира в этом случае просто превратится в бомжа.
Понятно, что чаще всего клиентки таких гостиниц - не идеальные мамаши, которых можно показывать в телероликах "счастливая семья". Но всё-таки Марина уверена: если мамочкам, ставшим жертвами нелёгких жизненных обстоятельств, помогать - в домах ребёнка воспитанников станет меньше.