Примерное время чтения: 6 минут
336

Сергей Лейбград о миссии «Крыльев Советов», Серебряном веке и карнавале

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Самара №47 18/11/2015
Вячеслав Мясников, Дмитрий Ширкин / АиФ

Сергей Лейбград, главный хранитель и один из основателей Самарского музея футбола, а также известный публицист, поэт, рассказал «АиФ», каким он видит будущее самарского вида спорта номер один и стоит ли ждать от «КС» побед.

Нужна встряска

АиФ-Самара: Сергей Моисеевич, когда-то вы говорили: «Футбол в Самаре больше, чем футбол». Получается, сегодня эти слова не верны?

Сергей Лейбград: «Крылья» сегодня нуждаются в встряске, в перестройке, и тренеру необходимо это понять. Очень хотелось бы, чтобы это сделал именно Франк Веркаутерен, очень трудолюбивый и самоотверженный тренер. Невозможно играть только за очки. В футболе привлекает зрелищность, миссия команды, которая у самарского футбола всегда была.

- Какая же?

- Особый исторический путь команды связан с рождением «Крыльев Советов» в годы Великой Отечественной войны. Надо помнить и то, что изначально футбол в Самаре появился в эпоху Серебряного века, когда горожане захотели ощутить себя жителями европейского города. Тогда Самара была городом купцов, предпринимателей, но и городом модерна - недаром у нас до сих пор сохранились первоклассные образцы архитектуры модерна. Не дай Бог, их уничтожат, да ещё под маркой проведения чемпионата мира! В начале XX века мы стали своеобразной степной Пальмирой, и футбол был для города способом заявить о себе. У истоков футбола в Самаре стояли всё те же купцы, меценаты, квалифицированные специалисты, преподаватели - купцы Николай Харитонов, Константин Головкин, педагог Иоганн Силандер, железнодорожники, преподаватели и учащиеся реального училища, среди которых были будущий единственный русский лауреат Нобелевской премии по химии Николай Семёнов и будущий классик литературы Алексей Толстой. Кстати, существует шутливая легенда, что Буратино - это образ первого самарского футболиста.

Позже Самара становится абсолютно закрытым городом, городом оборонного комплекса, военной авиации, ссыльных, неблагонадёжной интеллигенции, элиты науки, закрытой в шарашках. В эти годы для самарцев футбол становится единственной связью с остальным миром и выходом в Европу. Здесь начинали известнейшие футболисты того времени - Александр Гулевский, Галимзян Хусаинов, Альфред Фёдоров, Борис Казаков, Николай Осянин, Борис Кох, Владимир Сахаров. Они становились игроками сборных СССР, отсюда их забирали под конвоем (в те времена игроков не покупали), и их имена гремели на весь футбольный мир. Футбол становился социальным лифтом, мог поднять человека на вершину славы, превратить его из
обычного и заурядного в первого красавца, гения игры, которым восхищаются все.

- Какие у вас впечатления от игры нашей команды в первом круге?

- Сейчас заканчивается осенний этап. В этом году осталось провести ещё три матча. А потом будет длительный перерыв до марта. В 2014 году «Крылья Советов» впервые вылетели из премьер-лиги, хотя уходили на зимние каникулы на вполне благополучных позициях. Тогда во всём винили тренера Александра ЦЫГАНКОВА. На мой взгляд, он отличный футболист, приятный человек, но всегда работал вторым тренером и не имеет футбольного мировоззрения. Сегодня, казалось бы, ситуация иная, и тренер у команды совсем другой. Знаменитый в прошлом футболист сборной Бельгии, специалист европейского уровня. Но мы видим сейчас череду поражений команды, которые лично мной были вполне ожидаемы. Франк ВЕРКАУТЕРЕН выбрал для «Крыльев» оборонительную модель игры, рассчитанную на ошибки соперников и контратаки. В атакующей линии постоянно действуют фактически всего три футболиста с явным расчётом на оригинальные и эффективные действия французского полузащитника Йоана Молло. И такая осторожная игра, такой незрелищный футбол выматывают команду. Да и зрителей, если на то пошло - уже с октября мы видим, что трибуны стадиона пустеют. Последние матчи собрали менее 5 тыс. зрителей. Это полностью обессмысливает игру.

Последний карнавал

- Ну а для тех самарцев, которые жили в закрытом городе, имели футбольные матчи какой-то особый смысл?

- Футбол был формой разрешённого карнавала. Я помню, как меня двухлетним пацаном впервые взяли на игру и я увидел, как учёные, знаменитые актёры, рабочие, люди, проведшие полжизни в ГУЛАГе, - все сидят рядом, все кричат и обнимаются, когда «Крылья» забивают гол. Когда-то вся Самара собиралась на футболе, и стадионы ломились от зрителей. Тогда «Крылья Советов» на своём поле могли обыграть любую команду. Здесь, в Самаре, они обыгрывали тбилисское, московское и киевское «Динамо», «Спартак», «Зенит», ЦСКА - кого угодно. Одно время в Самаре было два карнавала - футбольные матчи и Грушинский фестиваль. Сегодня город лишается обоих. Футбол теряет болельщиков, а Грушинский стал казённым мероприятием, где выступают чиновники и проходят дежурные мероприятия. И дело не в том, что чиновники плохие: на Грушинский раньше приезжали самые разные люди и все там становились равными, как на футболе. Там была такая свобода, что люди просто становились сами собой.

В футболе главное - страсть

- Если теряют болельщиков футбольные матчи, то, наверное, теряет аудиторию и Музей самарского футбола, который вы создали?

- Если для стадиона 5 тыс. болельщиков - это катастрофа, то для нашего музея то же количество - огромная аудитория. Более того, к нам приходят не только фанаты футбола. Но и школьники, студенты, учителя, туристы со всего мира. Через игру мы рассказываем о культуре - ведь о футболе, практически как о последнем карнавале, который в XX веке исчезает, писали и Альбер Камю, и Жак Деррида, и Владимир Набоков, и Ник Хорнби, и другие мыслители, поэты и писатели. В музее собрано более 17 тыс. экспонатов - это помимо многочисленных чисто футбольных, часто уникальных артефактов, футбольной формы и атрибутики, и личные вещи, патефоны, лампы, приёмники, старинные фотоаппараты, картины, шахматы, мебель, одежда, посуда - словом, целая эпоха, показанная через футбол. Получился дом-музей, который, кстати, расположен в здании, где до революции жили учащиеся реального училища. По сути, первые самарские футболисты.

- Есть ли надежда, что чемпионат мира вернёт интерес самарцев к этой игре?

- Меня смущает то, что в преддверии ЧМ-2018 г. футбол становится предлогом для политических акций и демагогии. Зачем пытаться решать за счёт футбола свои экономические и политические интересы, если городу просто нужен новый достойный стадион?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах