Ученик самарского медико-технического лицея Ярослав Жильцов победил в национальном форуме молодых ученых «Шаг в будущее». Его изобретение для измерения деформаций деталей энергетических установок получило высокую оценку на форуме и уже используется по назначению за границей. С юным изобретателем встретилась корреспондент «АиФ-Самара» Ксения Железнова.
Курс на развитие ракетных двигателей
Ученик одиннадцатого класса медико-технического лицея Ярослав Жильцов только что вернулся из Москвы. Он участвовал в национальном форуме «Шаг в будущее», где презентовал свое изобретение. Сейчас Ярослав направляется к научному руководителю, чтобы поделиться впечатлениями и приступить к следующему исследовательскому проекту. Ярослав бережно несет в коробке установку, которую он совершенствовал два года.
Охранники аэрокосмического университета свободно пропускают лицеиста в здание СГАУ, потому что знают: Ярослав здесь занимается каждый понедельник.
Профессор кафедры «автоматических систем энергетических установок» СГАУ Николай Быстров крепко пожимает руку своего ученика, поздравляет с победой.
«Ярослав не побоялся и с большим интересом стал заниматься точными измерениями с помощью лазера на уровне микронных перемещений. Это позволит поднять «живучесть» авиационных и ракетных двигателей, найти их слабые места еще на этапе проектирования. Ярослав использует в своей установке фотоаппарат и полупроводниковый лазер, что до этого не было никем реализовано. К тому же, ему быстро пришлось проходить курс молодого инженера, ведь инженерную науку студенты СГАУ изучают на протяжении всего обучения в вузе», – говорит Николай Быстров.
На кафедре «Автоматизированные системы энергетических установок» под руководством Олега Журавлева в 2012 году уже был разработан мобильный цифровой спекл-интерферометр с лазером непрерывного излучения. Но изобретение требует большого финансового вложения. Поэтому, поясняет профессор Быстров, Ярослав решил пойти дальше и создать более дешевую версию спекл-интерферометра.
«Мы попробовали идею Олега Журавлева проверить на более дешевой установке, чтобы изобретение было доступно для физического кабинета средних школ города, техникумов и т.д. У изобретения Ярослава появились последователи, которые проверяют разработку на Украине и на некоторых самарских предприятиях», – поясняет профессор Николай Быстров.
Ноу-хау от школьника
Ярослав включает свое изобретение. Зеленый луч лазера рассеивается на исследуемую деталь. Солнечный свет из окна не позволяет увидеть процесс в действии. Научный руководитель предлагает перейти в специальную затемненную лабораторию. Отправляемся туда. По пути школьник рассказывает, что его изобретение поможет определять и, как следствие, предотвращать возможные неисправности деталей летательных аппаратов, и не только их. Юный изобретатель говорит, что установку можно использовать как на крупных предприятиях, так и в небольших конструкторских бюро.
«Изобретение может применяться и на заводе по производству энергетических установок. Это может быть аэрокосмическая деятельность: создание двигателей летательных аппаратов, компрессоров. Это касается любых объектов, которые испытывают на себе воздействие неблагоприятных факторов, где необходимы сведения о деформационных характеристиках деталей», – говорит выпускник лицея.
Ярослав устанавливает изобретение в темной комнате и запускает процесс. Лазарь проецирует зеленые лучи на установленную деталь. Юный изобретатель делает несколько снимков и внимательно следит за процессом.
По следам дедушки
Профессор Николай Быстров говорит, что именно заинтересованность Ярослава точными науками позволила победить ему на национальном форуме.
«Когда мы только познакомились с Ярославом, я дал ему почитать книгу Валерия Августиновича «Битва за космос». Он настолько вдохновился содержанием, что на следующий же день принял решение всерьез заняться наукой. К тому же, его дедушка Олег Жильцов тоже занимался наукой, он кандидат технических наук. Думаю, Ярослав вслед за дедом станет отличным специалистом в области технических наук», – говорит Николай Быстров.
Пока же перед Ярославом стоят две главные задачи – успешно сдать выпускные экзамены и поступить в университет. Молодой ученый хочет получить образование в Московском техническом университете им. Баумана или в Самарском аэрокосмическом университете, или даже за границей. Но главное – останавливаться Ярослав не собирается, он и дальше намерен делать «шаги в будущее» и изобретать новые технические установки.