Примерное время чтения: 7 минут
245

Каждый тридцатый подросток в Самарской области является наркоманом

Фото: АИФ

Самара, 10 апреля - АиФ-Самара. Антон сейчас проходит 7-й по счету курс реабилитации. Из 30 прожитых лет 17 он знаком с алкоголем, 15 - с легкими наркотиками и 13 - с тяжелыми. Помимо этого, за плечами у него криминальный опыт - нужны были деньги на удовольствия. Как ни странно, несмотря на это, он получил высшее образование.

Мнение
Дмитрий Романов, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Самарского государственного медицинского университета:

- С учетом серьезного положения с употреблением наркотических веществ, наблюдаемого как в стране, так и в нашем регионе, я приветствую разработку большой государственной программы, направленной на противодействие наркотизации. Программы реабилитации и ресоциализации играют исключительно важную роль в возвращении больных наркоманией к нормальной жизни. Это связано с научным пониманием наркомании, которая представляет собой не социальный порок, а хроническое психическое заболевание, трудно поддающееся терапии. Важно понимать, что группа наркопотребителей неоднородна и состоит из двух подгрупп. Одна - больные психическим заболеванием (наркоманией) с устойчивостью к различным методам терапии и плохим прогнозом реабилитации. Другая - здоровые лица, употребляющие наркотические препараты, но еще без развития болезни. В этой подгруппе реакция на реабилитационные воздействия будет иной, прогноз - более перспективным. Критерии оценки эффективности программ должны разрабатываться с учетом этих реальностей.

 

- Я в 10-11-м классах употреблял героин назально и не знал, к чему это может привести, - признался нам Антон. - Я всегда думал, что смогу остановиться. Но последние пять лет помню эпизодически: от «прокапки» до «прокапки». Родители лечили меня в разных реабилитационных центрах. Но я не хотел выздоравливать. Остановиться не мог. Последние полгода начал воровать из дома. Удовольствие от инъекций перестал получать, несмотря на возросшую дозу. И однажды появилось предчувствие скорой смерти. А жить очень хочется на самом деле. Но жить без наркотиков и алкоголя я не умею.

2,5 месяца Антон находится в реабилитационном центре. Сейчас у него появилась цель - остаться «трезвым». Несмотря на приобретенные ВИЧ-инфекцию и гепатит С, парень настроен решительно. И пока выдерживает борьбу с самим собой.

Над вопросом, почему человек начинает употреблять алкоголь или наркотики, ученые бьются уже многие годы. Но пока ответ не найден. Есть предположение, что от рождения некоторые люди потенциально склонны к зависимости. И если в их жизни произойдет событие, которое послужит толчком, они найдут возможность уйти от реальности. Однако психолог Самарского реабилитационного центра Нелли Ахтиярова, основываясь на своем многолетнем опыте работы с наркозависимыми, считает, что формированию заболевания способствует комплекс причин.

- Любой ребенок может подвергнуться насилию, но один станет употреблять наркотики, а другой - нет. 90% «присаживается» от вопроса, что же там такого интересного? Как только подсознательно ребенок задает этот вопрос, он 100% будет употреблять наркотики.

- Наркотик и алкоголь - это не только психологическая и физическая зависимость, - считает главный врач Самарского реабилитационного центра Анатолий Сигалов. - Здесь имеется социальная составляющая. У человека есть портрет себя - победителя, и если он недостижим собственными ресурсами, он псевдодостигается через наркотик. Через него не приходят знания и умения. Он просто снимает некие барьеры в сознании. Этого можно достичь по-другому. Например, ходить к психологам, заниматься. Но человеку плохо здесь и сейчас, а хочется, чтобы было хорошо. И как можно быстрее, без личностных усилий.

Лечить бесполезно?

На любопытстве и проблемах своих жертв делают огромные деньги торговцы смертью. Наркобизнес развивается по системе сетевого маркетинга. Каждый наркоман жизненно заинтересован в привлечении всё новых потребителей, для того чтобы сбыть как можно больше «товара» и обеспечить себе дозу. В качестве презентации кайфа девчонок и мальчишек «угощают». Кого-то берут на «слабо». Спрос рождает предложение. Изобретаются всё новые и новые виды «синтетики», курительных смесей, «веселящего» газа, который уже появился в ночных клубах других регионов России. Сейчас практически любой самарский школьник знает, что наркотик - вещь легкодоступная.

Мнение
Антоний Вахрушев, священник:

Все начинается с пеленок. Наркоманы – это ребята, над колыбелькой которых не пели песен, не рассказывали сказки, которые видели в семье конфликт и не видели нормальных семейных отношений. Если в обществе не буде стресса, значит, и на уровне человека все будет нормально. Это основная задача государства. Например, только оно может остановить наркотрафик. Люди объединяются в государства затем, чтобы завтрашний день не стал кошмарней, чем вчерашний. А если оно эту функцию не обеспечивает – становится на грань распада. Если ребенок приходит в школу, где прокуренные туалеты, он будет вести себя соответственно. А если в школе уютная обстановка, он будет хорошо развиваться.

- Тенденция просто ужасающая, - вторит Нелли Ахтиярова. - Удаленные последствия от разового (!) употребления спайса длятся до семи месяцев. Я лично знаю девочку, которая однократно употребила спайс и у нее галлюцинации длятся в течение двух лет. А сколько выпрыгнуло в окно?

Но, по мнению специалистов Самарского реабилитационного центра, болезнь можно заставить отступить. Из наркоманов можно воспитать полноценных членов общества, прекрасных матерей и отцов. Только делать это нужно правильно. Сейчас совместно с УФСКН по Самарской области они продвигают программу комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих наркотической зависимостью. 72% выпускников уже долгие годы находятся в трезвости.

Наташа сейчас работает консультантом в Самарском реабилитационном центре. Она помогает справится с проблемой таким же наркоманам, к которым еще пять лет назад относилась сама. Если бы не бюджетная программа реабилитации - у родителей просто не осталось средств на лечение - девушка давно была бы в могиле. Сейчас у Наташи подрастает дочка, она ухаживает за больными родителями и является фактически единственным добытчиком в семье.

Успех программы - в постреабилитационной поддержке пациентов. Избавив человека от химической зависимости, его необходимо мягко выпустить в жизнь. А ведь наркоман застревает в том психологическом возрасте, в котором начал употреблять. Даже в 30 лет он остается 14-летним подростком, со всеми свойственными этому возрасту страхами и комплексами. Справиться с ними и повзрослеть ему помогают психологи и социальные педагоги.

По словам руководителя пресс-службы УФСКН России по Самарской области Ольги Шелест, госнаркоконтроль выступает инициатором проекта Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Сейчас она находится на стадии обсуждения.

Пока же наркоманам преимущественно оказывается только наркологическая помощь, которая имеет крайне незначительный эффект - не более 2% отказа от употребления. Остальные 98% наркозависимых практически сразу после оказания медицинской помощи в диспансерах возвращаются к потреблению.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах