Поппинс или по попе?
Понятно, что в самые первые месяцы после рождения малышу больше всего нужны мама и семья. А дальше? Если родители не смогли устроить ребёнка в детский сад или уверены, что сами могут многому научить своё сокровище, всё равно придётся искать ему сверстников, партнёров по игре, ведь рано или поздно ребёнок окажется среди посторонних людей, и ему нужно будет правильно строить с ними отношения. Как не вырастить «тепличное растение», привыкшее быть в центре внимания? Можно, конечно, найти друзей по игре в парках, у соседей и на детских площадках. Но есть более постоянные и верные партнёры. Это те маленькие шалуны и непоседы от двух до пяти, которые посещают различные детские развивающие центры. В Самаре их великое множество: «Тоша», «Шалун», «Лисёнок», «Карапуз», «Мэри Поппинс» и так далее. «А вдруг мой ребёнок не сможет найти себе друзей, а вдруг он будет непопулярен, а вдруг его не полюбят или он не сумеет правильно разрешать конфликтные ситуации?» - рассуждают родители и ради своего же спокойствия оставляют ребёнка на бабушку или няню. И постепенно их милое сокровище превращается в маленького кукловода, умело управляющего взрослыми людьми.
- С двух-трёх лет каждому ребёнку нужно обязательное общение со сверстниками, но не простое присутствие здесь и рядом, а совместная деятельность, организуемая взрослым, - уверяет заслуженный педагог РФ Галина ВАВИЛОВА. - Помните, что все навыки социализации приобретаются в детстве, а во взрослом состоянии их можно лишь скорректировать. Именно к трём-пяти годам формируется личность ребёнка, после пяти его можно только пытаться перевоспитывать.
Лепить и говорить
В развивающих центрах ребёнок может выбрать себе новую роль: стать лидером, или, если не повезёт, научиться правильно вести себя с лидером. Малышу придётся противостоять недоброжелательности или давлению, договариваться с себе подобными существами по-доброму, без истерик и капризов. Занятия в таких группах длятся 40-60 минут (в зависимости от возраста детей) и проводятся в игровой форме. В ходе занятий ребёнок учится общаться с другими детьми и взрослыми, занимается с развивающими игрушками. Стоят занятия от 200 до 360 рублей. Но стоимость совсем не говорит о профессионализме педагогов. Одна мама рассказала нам, как проходят занятия в таком клубе:
- Дети сидят на ковриках и ковыряют пластилин или тесто. Бегать нельзя, общаться нельзя, даже подходить к другим детям нельзя. Скучно и глупо, а сорок минут вот таких «занятий» стоят, между прочим, 300 рублей.
Выходит, узнать, чему учат в мини-школе, можно, лишь сходив на занятия. Кстати, во многих клубах первое посещение бесплатное.
Опытные педагоги советуют обратить внимание ещё вот на что. Если трёхлеток уже грузят уроками математики и английского языка - бегите прочь, подхватив своё чадо. Важнее всего в раннем возрасте развитие речи. Развитая и чистая речь - показатель правильного развития малыша в три года.
Значит, чтение весёлых стишков со словесной игрой, юмором - таким должен быть главный урок в малышовских школах. А ещё на занятиях в хороших «учебках» ребятишки слушают музыку, сказки, делают зарядку, танцуют. Уже с девяти месяцев ребятишкам позволяют играть с красками и пластилином. Педагоги предлагают им пальчиковую гимнастику, развивающую мелкую моторику рук, учат работать с разным материалом, развивая у малышни не только фантазии, но и умение видеть объём предмета. Достаточно пары–тройки таких занятий в неделю, и вы удивитесь: ваш ребёнок меньше капризничает, становится более самостоятельным, сам выбирает себе занятие. И всё равно не забывайте, что сдавать «в клетку» надолго малыша нельзя. Главные уроки развития он получает в семье - наблюдает мир, держась за руку самых близких людей.