aif.ru counter
71

Заслуженный учитель знает, как помочь детям виртуальной эпохи

АиФ: - Галина Николаевна! Нужна теперь школа, если все необходимые знания можно получить в Интернете? А педагог усилиями реформаторов превратился в представителя «фирмы добрых услуг» - оказывает образовательную услугу, ни слова о воспитании.

Г.В.- Результаты такого отношения мы и видим сегодня. Родители нынешних школьников - это как раз дети, которых мы в период перестройки оставили на обочине воспитания. Курящие мамы, папы, не знающие русского языка, но зато мастерски выражающие свои немудрёные мысли с помощью мата при ребёнке, - всё это отголоски того недавнего прошлого. Сегодня у каждого ребёнка навороченные мобильники, но нет детской домашней библиотеки. Вместо книжки у ребёнка - пульт от телевизора, мамин смартфон или папин планшетник. Дети уже боятся книжки! Они глядят на картинку, начинают двигать пальчиком. А она - о ужас! - не двигается!

Очень трудно обучать современных первоклассников. Они преимущественно видят и сосредоточивают своё внимание только на движущихся объектах. Стоит учителю начать двигаться - внимание собрано, встал - глаза детей начинают блуждать где угодно. 

Родителей, которые заботятся о том, чтобы дети цифровой эпохи почаще отрывались от своих компьютеров, мобильников, нужно уже поощрять! Как и тех, кто не перекладывает заботу о развитии своих детей на педагогов.

Сегодняшние дети, выросшие с ТВ и компьютерами, говорят крайне мало. Их дикция чаще всего понятна только мамам и папам. А какова речь, таков и разум.

Выключите телевизор, компьютер, встаньте с дивана, затейте с ребёнком интересную игру! Достаточно ежедневно читать с ребёнком (не ребёнку, а именно с ребёнком!). А в выходные дни отправиться семьёй в музей, в Ботанический сад, побродить по улицам нашей Самары, побывать на занятиях Станции юннатов...

АиФ: - Воспитанием вы предлагаете заняться всё же семье, а что остаётся в таком случае учителю?

Г.В - Педагог должен стать «водителем», помощником, проводником для тех, кто сам добывает знания вместе с родителями. При этом важно научить этими знаниями пользоваться. Вот лишь один пример. Бабушка и внучка-отличница покупают новые книги в честь окончания третьего класса. Стоимость выбранных внучкой энциклопедий - 375 рублей. Бабушка даёт девочке 500 рублей и на всякий случай интересуется, какой должна быть сдача. Девочка сосчитать устно так и не смогла. Рука тянется к мобильнику - там спасительный калькулятор. И что стоит её отличная оценка по математике?

АиФ: - Учёные говорят, что ум зависит процентов на восемьдесят от генов. Значит, правы те, кто предлагает вернуться к системе отсева и распределения детей в классы согласно их умственному развитию?

Г.В. - По многим объективным и субъективным причинам нынешние школьники не отличаются не только своим здоровьем, но и не всегда блещут интеллектом. Поэтому хватит равняться на середнячков, сегодня нужен поиск Ломоносовых, Лобачевских, Пушкиных как можно раньше. Но для этого следует вернуть и ту систему дополнительного образования, которая была у нас в стране в шестидесятые годы прошлого века. Кружки, клубы по интересам, а не только соревнования и конкурсы сегодня очень важны и нужны.

Мы же не ведаем, что творим. Ребёнок всё дошкольное детство болел, мы не занимались его развитием. Но когда приходит время определять в школу, выбираем для него самое трудное: университет Наяновой, языковую гимназию или школу с «углублением». Только там, думают родители, можно получить полноценное начальное образование. Бедный малыш любит своих родителей, очень хочет соответствовать их амбициям, но не может. Родители нанимают кучу репетиторов. Те за ребёнка выполняют его учебную работу: находят, добывают нужную информацию, нужные знания; проверяют, как написано, что сделано, исправляют ошибки. Отметки радуют, а результат? Время, когда человек должен сам себя учить, потеряно безвозвратно. Так формируется и заниженная самооценка школьника. Родительскими глазами смотрим мы на свои успехи или неуспехи в этом возрасте. За время обучения в начальной школе такие дети хорошо осваивают только профессию курьера: пришёл в школу, посидел, записал домашнее задание, принёс его родителям или репетитору, те его выполнили.

АиФ: - Ребёнок растёт, тщеславных ожиданий родителей не оправдывает, а далее - нелюбимый институт, уже его собственные завышенные амбиции и… крепнет в стране «класс» неудачников. И почему в России получение высшего образования стало идефикс? Вот в Чехии, к примеру, только у 10-15% населения диплом вуза, и живут нормально.

Г.В. - Этот вопрос меня мучает практически всю мою профессиональную жизнь. Ответы в каждый период были разные. Так, в трудные девяностые мы, решая эту жизненно важную задачу со своими учениками, пришли к выводу: прежде чем стать, например, мастером-дизайнером по пошиву одежды и учить этому других, надо самому уметь шить, кроить, конструировать одежду, надо изучить секреты дизайна. Именно эти ступени прошли Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин и все выдающиеся дизайнеры мира. Вузовское образование получить никогда не поздно и всем полезно, но только в том случае, когда речь идёт именно о вузовском образовании, а не о временном пребывании в вузе в ожидании получения диплома.

Современное обучение в вузе - это не только искусственно продлённое детство, но и отсроченная безработица. Куда сегодня пойдут будущие инженеры, юристы, управленцы? Нет такого количества заводов, фабрик, учреждений, где их ждут. Неудачниками становятся или по лености мысли, или по родительской воле. А жизнь-то у каждого человека одна, она не терпит работы на черновик. Насильно научить никого ничему нельзя. Можно и нужно в семье, в школе, в вузе создавать такие условия, при которых возникает интерес к знаниям и потребность освоить не столько сами знания, сколько способы их получения и проверки. Вот тогда нашим детям не надо будет тратить время, как говорил Стив Джобс, проживая чужую жизнь, и позволять взглядам других заглушить свой собственный внутренний голос...

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах