О том, умеют ли в регионе воспитывать вундеркиндов, и о дальнейшей судьбе супердетей мы поговорили с Еленой САВИЦКОЙ, профессором кафедры возрастной и педагогической психологии СГСПУ.
Как распознать гения?
АиФ-Самара, Екатерина Абашкина: Елена Матвеевна, как определить, что ребёнок обладает выдающимися способностями, и что учиться ему нужно не в обычной, а в особой школе?
Елена Савицкая: Однозначного ответа, теста, который безошибочно разделит детей на гениев и обычных, не существует. Но о признаках одарённости говорить всё-таки можно. Как правило, это высокие способности к самообучению - такие дети буквально схватывают информацию на лету. Чаще всего они стремятся всё делать по-своему и сильно выделяются на фоне своих сверстников. Они ненасытно любознательны и часто проявляют себя перфекционистами, от чего страдают и сами, будучи вечно неуверенными в себе и своих результатах.
Обычно способности проявляются в возрасте от трёх-четырёх до семи лет, когда ребёнок овладевает своими умственными возможностями. Раньше всего проявляются творческие способности. Чуть позже формируются математические гении. В любом случае способности поможет выявить целенаправленное внимание к ребёнку со стороны педагогов. При этом не следует путать одаренных детей с отличниками - хорошо обученными.
- То есть двухлетних вундеркиндов не встречается?
- Ну почему? Мы же с вами говорим о тенденции. Ко мне, например, обращались родители двухлетнего малыша, который, сидя на горшке, исполнял оперные арии, точно воспроизводя голосом мелодический рисунок. При этом он еще плохо говорил. В другой семье рос ребенок, которого учили писать. Вскоре начал писать и его младший брат, но писал он наоборот. Родители пришли в ужас: «Караул! Он ненормальный!» Я спросила: «А вы учили его письму?» - «Да нет! Просто, когда старший делал уроки, младший сидел напротив и играл». Вот он и научился письму, только зеркально - как увидел, сидя напротив старшего.
Легко ли быть вундеркиндом?
- В Самаре создаётся центр одарённых детей. А нужен ли он городу? Ведь такое учреждение требует немалых вложений.
- Да, нужен. К сожалению, общеобразовательная школа не приспособлена для обучения тех, кто значительно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Им требуются особые учителя - с большим терпением, ведь учить вундеркинда не так просто. Кроме того, это должны быть педагоги, которые постоянно развиваются, не устают повышать свой уровень, те, кто будет сотрудничать с ребёнком, а не подавлять его. Ведь мы всё чаще сталкиваемся с тем, что одарённые дети покидают город, уезжают учиться в столицу или за рубеж. Наша задача - создать все условия для развития таких детей в регионе. Другое дело, что обучение одарённых детей в интернате - не лучшее решение. Запирая детей в среде таких же, как они, мы мешаем им социализироваться. Рассматривать человека только как сосуд для дара, не развивая его личностные и коммуникационные качества, всё-таки бесчеловечно. Кроме того, существует безрадостная статистика, которая гласит, что состоявшихся в профессии одарённых детей, как правило, не более 2-3%. Это связано и с недостатком социализации у таких вундеркиндов, и с просчётами системы обучения. Несостоявшиеся одарённые люди - это и беда для нации, и трагедия для такого бывшего «чудо-ребёнка», который всю жизнь страдает «синдромом бывшего вундеркинда».
- А как же лозунг, что в нашей стране все дети одарённые? Нужно только увидеть их талант и помочь ему раскрыться?
- Большинство психологов утверждают, что в обществе от 1-2 до 20% одарённых детей. При этом в разных странах процент может оказаться разным. Например, по мнению Виктории Юркевич, руководителя московского ресурсного центра одарённости, в нашей стране меньше детей, относящихся к «высокой норме», при этом много детей запущенных. Кстати, есть и наблюдение, что нестабильная социальная среда может давать яркие всплески творческих способностей российских школьников. Однако вряд ли на этой российской особенности стоит строить систему воспитания детей.
Почему Россия отстаёт?
- То есть по количеству одарённых детей Россия в отстающих. С чем это связано?
- Знаете, в советское время была достаточно эффективная система выявления, отбора и обучения особо одарённых детей. Они учились в бесплатных специальных учебно-воспитательных учреждениях, занимались творчеством в кружках при домах и дворцах пионеров, пионерских лагерях и т.д. Потом всё захирело. Учтите, что многие страны уже полвека заняты тем, что выявляют потенциальных гениев и бережно ведут их во взрослую жизнь. В 47 странах работают программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности. В Израиле, например, эффективная система обучения одарённых детей является государственной тайной. Так что, создавая условия для развития одарённости, мы попросту запрыгиваем в последний вагон уходящего поезда. Где-то я читала мнение, что система обучения похожа на выращивание английского газона: на то, чтобы он полностью сформировался, требуется 300 лет.
- Но вы же сами говорите, что вундеркинды неудобны и требуют к себе большого внимания. Может, гораздо разумнее сосредоточиться на воспитании «середняков»?
- Конечно, неудобны. Но на этих детях стоит общенациональное развитие. Они способны создавать уникальный продукт, новые технологии. Знаете, как писал поэт Евгений Баратынский? «Дарование есть поручение. Дóлжно исполнить его, несмотря ни на какие препятствия».