Примерное время чтения: 5 минут
135

Слушать не ушами, а пальцами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 30/08/2006

Уже 14 лет в Самаре действует реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Варрель".

Здесь учат детей с нарушениями слуха и речи. А название центру дал один из видов лебедей, занесенных в Красную книгу. Идея на поверхности: здесь "утят" превращают в прекрасных "лебедей".

Строго молвила: "Аккуратно!"

Сейчас в центр ходят 102 ребёнка, из них 52 с нарушениями слуха. Известно, что глухота бывает врождённая и приобретённая. Последняя появляется из-за генетической предрасположенности и усугубляется другими факторами - последствия болезни могут сказаться, акустическая травма или употребление некоторых лекарств. К полной глухоте это не приводит, но сильно ограничивает информацию об окружающем мире. Отсюда основная проблема таких детей - замедленное развитие.

Вот центр и борется с информационным дефицитом всеми доступными средствами, подключая зрение, осязание и даже вестибулярный аппарат для развития у ребенка остаточного слуха. Есть такой аппарат - "Вербатон". К руке ребёнка прикладывается специальный металлический диск-вибратор. Он настраивается на подходящую частоту, и малыш слышит. Но не ушами, а пальцами. Учится ребёнок играючи. Не в том смысле, что это очень легко, просто новые слова он постигает в процессе игры. На первые в своей жизни звуки дети реагируют по-разному. Некоторые даже пугаются, но таких мало. Большинству просто безумно интересно.

Когда накапливается пассивный словарный запас, нужно, чтобы "шлюз открылся" и ребёнок заговорил. Его и помещают в незнакомую среду. Например, отдают в детсад на несколько часов в день. Приходится искать контакт. Хотя девочка Наташа первые два дня в садике молчала. А на третий, когда ребятишки стали все вместе делать аппликацию, она вдруг строго молвила: "Аккуратно!".

Не доставайте малышей опекой

На сто детей в центре 26 педагогов. Одни занятия проводятся индивидуально, другие по группам. Но группы небольшие - 3-4 ребёнка. Вместе с детьми в "Варрель" ходят родители. Ведь мама и папа должны заниматься с детьми и дома: учить по картинкам новые слова, играть в развивающие игры. Следует сказать, родителям это не влетает в копеечку - занятия в центре бесплатные. Проблема в другом. Некоторые детишки живут в области и не могут ездить в "Варрель" часто. У других родителей со временем туго. Если мама хочет водить малыша на занятия - ей придется уйти с работы и изо всех сил самой учиться. Ведь бывает, что ребёнок приходит на занятие не в настроении, не хочет заниматься, капризничает. Тогда педагог работает с мамой, которая это занятие потом самостоятельно отработает дома.

Если у малыша глухота врождённая и он ещё мал для занятий, маме тем более стоит пообщаться с психологом центра. Тогда в будущем можно избежать многих проблем. Одна из них - гиперопека. Родители, чувствуя себя без вины виноватыми, стараются её загладить: покупают дорогие игрушки, не отпускают от себя ни на шаг.

"Иногда смотришь, как после занятия родители одевают ребёнка, и диву даёшься, - рассказывает директор центра Елена Красноярская. - Он сидит, подставляя то руку, то ногу. А они вокруг суетятся, не дают малышу что-то сделать самому. Из этого не получится ничего хорошего. Таким детям нужно давать даже больше самостоятельности, чем его здоровым сверстникам".

А бывает, родители стесняются своего малыша. На улицу с ним не ходят, ни с кем не знакомят. Одну такую маму направил с дочкой в "Варрель" участковый врач. Они сходили на несколько занятий, а потом пропали. Педагоги центра позвонили в центр по делам семьи, попросили узнать, что с девочкой. Оказалось, мама отдала её в детсад для глухих детей. Жаль, перспективы у малышки были хорошие.

Правда, чтобы достигнуть результата, работать надо упорно. Многие подростки, уже покинув центр, приходят на отдельные занятия. Девочка Даша уже учится в массовой школе. Но её бабушка периодически позванивает в центр и договаривается, чтобы внучка занималась на каникулах.

Многие выпускники "Варрели" нормально адаптируются в жизни. Ну ходят со слуховыми аппаратами - эка беда. В очках, например, чуть не каждый второй ходит и ничего, никто на них внимания не обращает.

Всего в центре прошли реабилитацию 250 детей. 97 из них учились в массовых школах, семеро получили среднее специальное образование, трое - высшее и сейчас работают по специальности. Одна выпускница "Варрели" окончила школу с золотой медалью, потом с красным дипломом - вуз. А сейчас вышла замуж и родила ребёночка. Говорят, очень боялась, что малыш будет слабослышащим. Но, к счастью, всё обошлось.

Справка "АиФ-Самара"

В Самарской области более 4 тысяч детей - инвалидов с детства по слуху. Для самых маленьких глухих и слабослышащих ребятишек работают три детсада - один в Тольятти, два в Самаре. Те, кто постарше, с полной и частичной потерей слуха, проходят обучение в спецшколах. Их тоже три на всю область - две в Самаре, одна в Тольятти. Глухие дети имеют также возможность обучаться профессии художника-оформителя и оператора ЭВМ в спецгруппах тольяттинского колледжа. Там преподавание ведется с использованием сурдоперевода.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах