Она же уверена, что зло исходит от них и готова быть адвокатом, пусть и общественным, нашей самарской природы.
Неприкасаемые нас травят
- Маргарита Юрьевна, недавно был опубликован экологический прогноз по России до мая 2012 года. В нём - и про расползание свалок, и про радиационную аварию на одной из атомных станций, и про рост детской онкологии, и про несколько крупных утечек нефти. Неужели эти ужасы сбудутся и у нас, в Самарской области?
- Многие уже сбылись! Два года назад произошла катастрофа на речке Елшанке – прорвалась труба «Самаранефтегаза». В реке погибла вся рыба, норки, выдры, раки, выпучив глаза, лезли на берег – их там мешками местные жители собирали. Речка до сих пор не восстановилась. Заводы наши нефтяные творят, что хотят. Бесконечно травится Сызрань, но только один раз нам удалось наказать местный завод. Все директора этих заводов – депутаты, к ним не подступись, они неприкосновенные. С детской онкологией совсем беда. За последние несколько лет резко вырос её уровень в Кинель-Черкасском районе. Там много лет существует огромная свалка токсичных отходов завода «Реметалл-С» из Отрадного. Люди поначалу, не разобравшись, что такое, брали их на отсыпку садовых дорожек. Затем, когда под первым дождем эти отходы начали шипеть и выделять газ – повезли обратно... С нашим участием выигран суд, который обязал районную администрацию вывезти их на специальный полигон промышленных отходов, но решение суда третий год (!) никто выполнять не спешит. В Спиридоновке Кинельского района из нескольких колоний, где и туберкулёзники сидят, фекалии идут в озеро. Люди там купаются, рыбу ловят. Ситуация с туберкулёзом в селе жуткая. Но этим тоже никто не занимается. Где Роспотребнадзор? Где власти? Мы недавно проехали с активистами по лесам Красноярского района, за Мирный к Екатериновке. Лесов уже нет: сохнущие деревья вперемежку с мусорными кучами. Почему звери-то потянулись в город? Не могут они пропитание себе в лесу найти – всё усыпано человечьими отходами.
Люди устали от безобразий
- А что ж местные власти? С 1 января 2010 года они наделены функциями муниципального экологического надзора. Вот и наказывали бы нарушителей! - Во-первых, нарушителей поймать сложно. Во-вторых, в удалённых сёлах жителям и самим некуда мусор вывозить. Главы поселений жалуются, что управляющие компании в разы увеличили плату за вывоз отходов. В деревнях пытаются что-то сами организовать: силосные ямы приспосабливают, бывшие автозаправки. Но в основном – кучи мусора по всей области. - Но самарские власти вроде бы взялись за уборку города?
- Знаете, иду как-то мимо недавно построенного «картонного» павильона на углу Революционной и Московского шоссе. Молодёжь в зелёных фартуках «на камеру» зеленые ветки с листьями убирает, телевидение их снимает как волонтеров-активистов. А рядом – пеньки от свежих деревьев. Зачем, спрашиваю, рубите живые деревья! Мне в ответ: «Мы ничего не знаем, у нас экологическая акция, мы только ветки складываем». Более того, саму зелёную зону вдоль Московского шоссе, которая и так уже укоротилась из-за церкви, почему-то отдали, как мне в администрации Октябрьского района объяснили, дорожным службам. В ближайшее время надо ждать и ее уничтожения.
- Какие победы можете своей организации в актив записать?
- Считаю крупной победой экологов запрещение строительства в парке «Воронежские озёра», мы провели несколько лет в пикетах и судах. Отстояли и парк «Молодёжный», где намечалось строительство торгового центра. Выиграли суд в Кинель-Черкассах по токсичным промотходам. Спиртзавод в Рождествено, который систематически сваливал отходы на поля и в лес, закрыт после инициированных нами проверок Росприроднадзора
- Люди вас поддерживают?
- Только при активной поддержке жителей мы смогли закрыть завод по переработке газового конденсата в Безенчуке. В Самаре, в коттеджном посёлке на 8-й просеке, люди встали на защиту озера, которое отдали в частные руки. Тоже постараемся довести дело до суда. Примером настоящего гражданского порыва стало выступление самарцев против собственников ЦУМ «Самара», которые осмелились вырубить ели перед фасадом ЦУМа. Но вместе с тем за пять лет работы экологической инспекции я заметила, что люди стали более равнодушными. Устали, что ли, от всех безобразий, которые творятся?! Не может, наверное, человек это выдержать, привыкает – и это как раз ужасно.
Отступать некуда
- Может быть, нужно бежать из городов, пока не поздно?
- А куда? Очень мало в Самарской области осталось мест, где можно дышать полной грудью: Шигонский район, Борский – вот и всё, пожалуй. Переезжать нужно в маленькие деревеньки, где люди ещё не развращены цивилизацией. Вот, например, в селе Шиповка Похвистневского района – там окурка на улице не бросят, подкармливают кабанов, которые в деревню заходят зимой, порубщиков в лес не пускают, всех охотников выжили. - Тяжело, наверное, наблюдать, как крушат природу? Не возникало желания бросить всё и уехать в тьмутаракань? - Пока бьёмся. У нас есть активные помощники. 120 общественных инспекторов в Самарской области, из них почти 80 – в Самаре. Так что все вместе воюем и будем воевать.
НАШ СОВЕТ
Расползание свалок по территории области происходит в том числе и потому, что предприниматели незаконно занимаются «мусорным бизнесом». Самарский социально-экологический союз объявил акцию по борьбе с незаконным вывозом мусора. Обращается ко всем рекламным газетам: не принимайте объявления о вывозе мусора частными лицами. А землякам, заметившим на улицах города такие объявления, экологи рекомендуют звонить по телефону общественной инспекции Самарского социально-экологического союза — 8-917-951-18-21