14 сентября в г. Жигулёвске 27-летний отец со своим сыном гуляли около частного дома. Мальчик близко подошел к собаке, которая была на привязи, и, вероятно, хотел погладить. Но сторожевой пёс бросился на малыша: от его укусов у мальчика оказались сломаны обе кости предплечья левой руки, повреждены ткани. «К моменту поступления к нам у него уже начиналась гангрена», - рассказала зам. главврача самарской клинической больницы им. Калинина по педиатрии Наталья Куликова. Врачи делали всё возможное, чтобы спасти ребенка, но 4 октября малыш скончался в результате септического поражения организма.
Конечно, в этой ситуации виноваты и беспечный отец, и хозяин собаки, привязавший её на опасном месте. В Жигулевске действуют правила благоустройства, по которым владельцы собак, имеющие земельный участок, могут содержать их в свободном выгуле только на огороженной территории и на привязи. О наличии собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.
По ФЗ №361 муниципалитеты имеют право самостоятельно устанавливать порядок содержания домашних животных на своей территории. Однако пользуются этим правом далеко не все: например, в Чапаевске, Тольятти, Клявлино вообще не регламентированы содержание домашних животных и отлов бродячих. Достаточно подробные правила содержания животных действуют в сельских поселениях Елховка (Елховский район), Севрюкаево (Ставропольский район). Но контролируется ли кем-нибудь соблюдение этих правил? Может быть, трагедии можно было избежать? Эти вопросы пока остаются открытыми.
Без еды и воды
Между тем правильное содержание домашних животных напрямую связано с другой насущной проблемой наших городов - бродячими собаками. Бывшие когда-то домашними собаки становятся по разным причинам ненужными своим хозяевам и пополняют ряды бездомных. Они сбиваются в стаи, кормятся на свалках и активно размножаются. Тем временем опыт зарубежных стран подсказывает, что ситуацию взять под контроль можно. Например, в Канаде нет нестерилизованных домашних животных: разводить потомство могут только заводчики, занимающиеся выращиванием породистых собак. Держишь дома обычную собаку - обязан стерилизовать. Поэтому в городе проблемы с безнадзорными животными не существует. А если кое-где и появляются кошки и собаки на улицах, их отлавливают, стерилизуют, выпускают.
В Самаре именно за такое обращение с бродячими животными выступают защитники природы. В начале октября они организовали митинг, посвящённый проблеме выбора между стерилизацией и эвтаназией. Самарчанка Ксения Саркисова принесла в сквер им. Пушкина фото погибшей собаки и плакат «НЕТ» убийствам бездомных животных!» «Пятачок был у нас всеобщим любимцем: мальчика одного провожал до школы, бабушку - до остановки. Соседка его подкармливала, - рассказала Ксения. - А у нас в Крутых Ключах сейчас сдают два детских садика, и, видимо, по этому поводу проводили «зачистку». Прихожу вечером - не видно Пятачка. Сосед говорит: поймали его, увезли. Я на следующий день поехала на улицу Крайнюю, 53 (там находится ветлечебница Красноглинского района. - Прим. ред.), мне отвечают «такой не поступал». И я понимаю, что его уже нет». Выходя из ветлечебницы, Ксения заглянула в помещение, где держат стерилизованных собак. «Это просто гараж, там штук 20 очень маленьких клеток, размером буквально с коробку для посылки, собаки сидят там после операции без еды и без воды!» - пришла в ужас девушка.
В 2012 г. власти Самары выделили 30 млн руб. на программу отлова и стерилизации животных, однако под конец года никто из представителей самарского департамента благоустройства и экологии не смог внятно ответить депутатам, какой процент животных стерилизуется, а скольких подвергают эвтаназии. А правозащитники самостоятельно подсчитали, что убивают около 90% отловленных собак. «Это просто фашизм, - уверена защитница животных, организатор приюта «Участие» Ирина Блинова. - В обществе не осталось никакого сострадания. Сначала собаки, потом люди».
Но в Самаре собак хотя бы ловят, и, по официальным сведениям, количество укусов ежегодно уменьшается. А в Тольятти у местной власти вообще нет то ли средств, то ли желания заниматься этой проблемой. Мэр города Сергей Андреев пояснял журналистам, что в федеральном законодательстве этот вопрос прописан нечётко, поэтому муниципалитет не может тратить деньги на отлов безнадзорных животных. «В ситуации с бездомными животными есть серьёзный правовой тупик. Отчасти в этом виновата и прокуратура, которая, например, в Самаре неоднократно опротестовывала нормативные акты, посвящённые этой теме, - считает депутат Губдумы Михаил Матвеев. - Долгое время проблемой в городе никто не занимался, теперь такая ситуация сложилась и в Тольятти. Для её разрешения нужна правовая определённость».
МНЕНИЕ
Сергей Симак, член Общественной палаты РФ, председатель Самарской Зелёной лиги:
Чтобы минимизировать безответственное поведение владельцев питомцев, выкидывающих их на улицу, необходима серьёзная регламентация содержания домашних животных (регистрация, стерилизация, чипирование, ответственность). Для этого потребуются нормативно-правовая база, реальные контроль и мониторинг, а также инфраструктура: клубы, площадки для выгула, клиники и пр. Чтобы исключить размножение безнадзорных животных, необходимо обеспечить близкую к 100% стерилизацию самок. Тогда, с учётом того, что средняя продолжительность жизни собак на улице составляет 4-5 лет, уже через год-два их станет значительно меньше, а через 5-7 лет, при условии прекращения внешнего поступления, их численность достигнет минимального, социально приемлемого уровня. Частичная стерилизация, практикуемая в настоящее время, не решает проблемы по тем же причинам, что и частичное истребление: популяция восстанавливает свою численность. Однако реализовать тотальную стерилизацию можно только при помощи тех, кто уже сейчас заботится о собаках, - стихийных опекунов. Без их помощи будут, как это и происходит в настоящее время, вылавливаться самые спокойные и добродушные животные, а более агрессивные и дикие, которых трудно поймать, будут давать потомство. Но опекуны не станут сотрудничать, если не будут убеждены, что их не обманут и за их спиной снова не начнут убивать собак. Поэтому обязательные условия решения проблемы - отказ от эвтаназии без серьёзных показаний, полная честность и прозрачность, сотрудничество и взаимное доверие всех, кто заинтересован в решении этой проблемы.
Владимир Ваньков, директор ветеринарной клиники, доцент, к.м.н.:
По статистике зарубежных авторов, только 10% бродячих животных подлежит эвтаназии: это или крайне агрессивные, или больные животные. Конечно, умертвить животное технически намного проще, чем оперировать. Но ведь именно по отношению к животным и к детям можно судить, насколько гуманно то или иное общество. В Самаре на организацию работы с бродячими животными выделяются достаточно серьёзные суммы. Судите сами: у наших коллег из Москвы разработана система работы с животными, в которой на одно животное выделяется порядка 6,5 тыс. рублей. Это отлов животного, его транспортировка в клинику, чипирование, проведение операции стерилизации, в том числе и лапароскопическим методом (с минимальными повреждениями для животного), плюс вакцинация от бешенства, удаление глистов и паразитов, передержка в течение 10 суток, занесение в базу данных и кормление животного.