— Работка у вас, прямо скажем, не из почетных, с душком. Про вас так и говорят, надо вызвать «живодерку», или, вчера «живодерка» приезжала. Даже собаки на расстоянии чуют недоброе и разбегаются. Почему вы решили пойти в этот бизнес, — платят хорошо или собак не любите?
— Естественно, из материальных соображений, чтобы выжить в кризис. «Аквалюкс» никогда раньше не занимался отловом, его основное направление деятельности – прокладка инженерных коммуникаций. Но в строительстве начался спад, и мы решили принять участие в тендере на отлов, объявленном городом. Неожиданно для себя выиграли. В кризис хорош любой способ заработать, пусть и не много. Денег, в принципе, достаточно, но работа действительно тяжелая, — не только в физическом смысле, — есть профессии, где намного тяжелее. Трудная именно в моральном плане. Большинство людей мешают работать, отпугивают собак, чтобы те разбежались. Ну не мы, так кто-то другой стал бы этим заниматься, кто-то же должен это делать. Иначе в городе столько собак разведется!
— А работает у вас кто? Подозреваю, что человек с высокими моральными принципами к вам не пойдет, скорее, по идейным соображениям. Вы со своими подчиненными какую-то работу проводите, они вообще вменяемые люди?
— Мы все нормальные люди, я лично люблю животных и не хочу, чтобы в моей фирме работали люди с психическими или садистскими отклонениями. Перед тем, как к нам устроиться, кандидаты проходят медицинское освидетельствование, и я сам провожу с подчиненными профилактическую беседу. При малейшем каком-то сигнале то же самое. Если будет что-то серьезное, например, выяснится, что кто-то из ловцов пнул собаку, такого я уволю. Правда, пока никаких жалоб от жителей по поводу жестокого обращения не было. Жалуются чаще всего просто на то, что мы приехали и забрали собаку. Для некоторых жестокое обращение – это уже то, что ее поймали и загрузили в машину. А используем мы только брезентовые сачки с затяжкой, никаких других средств у нас нет. В нашей профессии высшее образование не важно, поэтому на дипломы никто не смотрит. Мы ведь еще и подбором трупов животных занимаемся, — такая вот работа.
— Какой у вас план по отлову? Сколько получаете за собачью голову?
— Как такового плана нет, но каждый месяц мы отчитываемся перед заказчиком — департаментом городского хозяйства именно за каждую голову. Как-то надо отчитываться, но не за один отработанный день же в самом деле! На жестком контроле любой выезд, — здесь каждая голова на учете, — мы представляем все документы, расходы, — как в любой организации. У города к нам претензий нет. Если вам так важны цифры, то подсчитайте. В городе приблизительно 20 тысяч бездомных собак. Разделите на 12 месяцев – получается примерно 1666 собак в месяц. Это не план, это в идеале. В прошлом году нам перечислили около 10 миллионов рублей, а мы поймали за четыре месяца работы 11 тысяч собак. Грубо говоря, 910 рублей за животное, но это не чистая прибыль. Большую часть средств мы перечисляем Станции по борьбе с болезнями животных, с которой у нас договор. Мы привозим пойманных дворняг туда, а ветеринары определяют, какую из них отправить на стерилизации, а какую – на эвтаназию. Нам, кстати, выгоднее, чтобы привезенных стерилизовали, потому что наша зарплата напрямую зависит от количества прооперированных собак, — на стерилизацию денег выделяется намного больше.
— Как определяется степень агрессивности собаки? Ее палкой бьют? Что дальше происходит с четвероногими, которых стерилизовали?
— Я не знаю, как врач определяет, агрессивна ли собака или нет, можете не искать здесь подвоха. Большинство собак, к сожалению, все-таки усыпляют. Боюсь ошибиться, но соотношение где-то 60% на 40%. Животному делают укол, и оно умирает в течение нескольких секунд, не мучаясь. Мне приходится иногда присутствовать при этом, так как я должен контролировать исполнение контракта. Долго смотреть на это я не могу, жалко. После операции (процедуру стерилизации проходят лишь особи женского пола) животное содержится в клинике до тех пор, пока не заживут раны — примерно 8—10 дней, иногда дольше. Собак прививают от бешенства и вживляют им микрочип. А потом мы их отвозим обратно, туда, где забирали. Ну, может, не именно в ту точку, откуда брали, но к соседнему дому или рядом. Я слышал про то, что говорят люди, — якобы животных бросают прямо возле клиники на Управленческом. Но я могу в любой момент посмотреть на своем компьютере, где находится машина, — наша техника оснащена GPS-навигаторами, поэтому слежу за процессом лично.
— Помните недавнюю историю с парком Щорса, где на двух женщин напали собаки: что в этой истории правда, а что – вымысел? Ваши люди туда выезжали?
— Разумеется. Это была проблемная ситуация. Не знаю, так ли это было или нет на самом деле, но по слухам, перед новым годом стая собак растерзала в парке бомжа. Возможно, по этой причине, они потом стали нападать на других людей и наносить им серьезные раны. Как только это случилось, департамент городского хозяйства дал распоряжение немедленно отловить эту стаю. Я туда сам выезжал, даже окрас псов запомнил. В общей сложности, в парке Щорса нам удалось поймать 11 собак. Кроме двух, которые живут при автостоянке, они уже стерилизованные, и их мы трогать не будем. (По словам Рината, его подчиненные не забирают повторно уже стерилизованных, а также домашних собак (чистых, с ошейником) – Прим. Автора).
— А вы сами сторонник уничтожения бездомных животных? Может, у вас есть мысли, как сделать так, чтобы и собак не уничтожать, и их численность держать под контролем?
— Об истреблении речь не идет. В идеале убрать бы всех бродячих собак с улицы, где-то разместить и не допускать, чтобы они там появлялись вновь. Здесь надо бы изучить зарубежный опыт. Откуда берется часть собак, пополняющая ряды бродячих? Люди выбрасывают на улицу. Я считаю, что надо воздействовать на психологию людей, на законодательном уровне принять закон об ответственности владельцев домашних животных и контролировать его исполнение. Чтобы нельзя вот так просто было взять и выкинуть зверушку на улицу. А если она вдруг потерялась, то по микрочипу можно было установить хозяина и вернуть животное ему. Или временно подержать в приюте, подыскивая ему нового владельца. Я бы согласился работать и за меньшую плату, если бы город решил часть средств, предназначенных для отлова, пустить на содержание приюта. С другой стороны, всех собак в приют поместить невозможно. Ну что такое клетка для уличной собаки? Настоящая тюрьма, разве вольной собаке там будет хорошо? На мой взгляд, та система по уменьшению численности бродячих животных, которая сегодня у нас действует, наиболее гуманна. Может, животных и не становится намного меньше, но и не прибавляется. Пока еще рано говорить о каких-то видимых результатах, ведь «Аквалюкс» работает на этом рынке только пять месяцев. Без нашей деятельности ситуация в городе могла бы быть намного хуже…
О ненависти к животным:
— Не очень верю в то, что существует ненависть к животным на генетическом уровне. Часто читаю информацию с форума «Самарские родители», – 99 процентов родителей за то, чтобы собак отлавливали. Иногда звонят, умоляют: «приезжайте ради бога, поймайте вот такую-то собаку. Живет у нас во дворе, соседки ее кормят, а нам она проходу не дает». Может, собака и нормальная, не кусается, но людей, детей пугает. А где гарантия, что она когда-нибудь кого-нибудь не тяпнет?
О кошках:
— Я сам не видел, но, говорят, кошки откуда-то прыгают сверху, например, с дерева прямо на голову прохожих. Случаи, конечно, единичные, но есть статистика, она не наша и не заказчика, а от медучреждений города. За прошлый июнь было 300 с чем-то укусов, из них несколько десятков – от кошек. Мнение о том, что кошки безобидные существа – субъективное, так что мы их тоже отлавливаем по сигналам. Но их уже не стерилизуют, а отправляют на эвтаназию как агрессивных.
Простые правила, которые могут спасти жизнь
Простые правила, которые помогут обезопаситься от нападения собаки Специалисты утверждают, что собаки становятся смелее и самоувереннее, когда находятся в группе, в районе, который прилегает к их дому. Более тяжелые травмы наносят людям животные крупных пород. Кроме того, шумные дети и старики подвергаются большему риску нападения собак, чем спокойные дети и молодые люди. Нельзя разрешать детям играть с незнакомыми собаками. И дети, и собаки могут быть непредсказуемыми.
Ведь у животных нет присущего людям сдерживающего фактора – сомнений относительно правильности своих действий. Когда собака демонстрирует угрожающее поведение, она широко расставляет лапы и опускает голову, ее поза сопровождается рычанием и оскаливанием зубов. У животного расширены зрачки, пристальный взгляд, а шерсть стоит дыбом. Виляние хвоста свидетельствует лишь о желании вступить в контакт, но отнюдь не о дружелюбном настрое. Если к вам приближается чем-то обеспокоенная собака, необходимо:
1) избегать пристального рассматривания животного, а наблюдать за ним искоса;
2) медленно отойти от собаки, стараясь не споткнуться;
3) держать руки по швам и не делать резких движений ногами;
4) говорить с ней спокойно и тихо, если вам кажется, что разговор успокаивает собаку;
5) стараться выглядеть максимально высоким;
6) не бросать в собаку камни, палки и другие предметы, а также агрессивно размахивать руками, это только усилит ее агрессию.
7) выбрать самый прямой путь к безопасному месту (зданию, машине и т. д.).
Попытка убежать от стоящей на месте собаки спровоцирует преследование. Кроме того, убегая, вы повернетесь к собаке спиной, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. В случае, если собака прыгнет на вас, следует молча упасть на землю, свернуться «калачиком», обхватив голову руками, замереть и лежать тихо. Если собака сама вступила с вами в контакт, не двигаясь, стойте на месте, чтобы не подать недружественного сигнала. В большинстве случаев, когда собаки наносили укусы людям, последние пытались выдернуть из пасти руку или другую часть тела. Врожденный рефлекс заставляет собаку сжать челюсти на ускользающей добыче и трясти ее. В результате жертве наносятся серьезные повреждения вплоть до умерщвления. Как только собака разожмет челюсти, постарайтесь удалиться от нее с соблюдением описанных выше правил.
Если собака схватила ребенка, не начинайте с ней бороться, пытаясь его освободить, в результате малыш обязательно получит дополнительные травмы. Вместо этого, на животное надо набросить подходящий для такой цели предмет (например, покрывало) или выплеснуть воду. Попросите ребенка вести себя тихо и не напрягаться. Попытайтесь отвлечь от него собаку. Существует и специальное средство против нападения и укуса собак — ультразвуковой отпугиватель собак «Кобра». Его эффект основан на комплексном действии излучаемых им лучей ультразвука и света. Ультразвук не слышен для человека, а на собак действует угнетающе, вызывает у них чувство страха, и они стараются уйти с вашей дороги. Прибор действует с расстояния 5—10 метров и особенно эффективен в темное время суток, когда хорошо видны вспышки света.
Источник "ВЗ"