По словам сопредседателя Международного социально-экологического союза Сергея Симака, слушания в Красноглинском районе «прошли с серьёзными нарушениями, а принятие некоторых поправок просто недопустимо.Если активистам удастся отменить результаты слушаний, по формальным основаниям генплан принять не смогут и публичные слушания нужно будет проводить заново.
Между тем генеральные планы застройки губернской столицы стали выносить на публичные слушания лишь в начале XXI века. В советское время мнением жителей вообще не интересовались. Может, поэтому при самых хороших задумках реализация их шла типично по-советски - «как всегда». Мы с нашими экспертами, историками, архитекторами и строителями вспомнили, как в разные времена наш город рисовался на бумаге и как затем строился.
Генплан
«Большая Самара» 1927-1929 годов
Население Самары – 172 тысячи человек.
План её развития появился уже в советское время, в 1927 -1929 годах, и получил название «Большая Самара». Проект застройки и планировки разрабатывался на тридцать лет. На конец расчётного периода численность насления рассчитывалась в 336 тысяч человек. Место административного центра отводилось Самарской площади, общественного центра – в районе Семейкинского (Московского) шоссе и Смышляевского тракта, где теперь расположена клиническая больница. Нынешние архитекторы считают, что её строительство было стратегической ошибкой. Её корпуса застряли «костью в горле» города и остановили пути его развития – главной бедой стала проблема её обхода и объезда.
Авторы генплана создали схему из трех зон: жилой, промышленной и рекреационной. Под рекреационную зону отводился весь волжский склон. Промзона должна была развиваться вдоль железной дороги и реки Самары в направлении станций Пятилетка и Безымянка. Под жилую застройку отводили нынешнюю улицу Ново-Садовую. Все квартиры в домах должны были проектироваться солнечными, с русской печью на кухне, с балконами, со смывной уборной. Во дворе предусматривались помещение для сушки белья, хранения дров, погреб-ледник, общая прачечная. Предписывалось выделить помещения для общего собрания и дневного пребывания детей. Требовалось, чтобы из окон зданий, обращенных на северо-запад, открывался вид на Жигули. Придумки архитекторов реализовались в более жизненный проект. Из обслуживающих помещений оставили только кухню и туалет, а ванная устанавливалась на кухне и при необходимости закрывалась навесными щитами, превращаясь по мере надобности в рабочий кухонный стол.
Генплан
«Большой Куйбышев» 1937 года
Население – 400 тысяч человек.
Именно в генплане 1937 года, названном «Большой Куйбышев», городская среда города впервые раскрывалась на Волгу. Вместо самовольных посёлков и дач вдоль Волги планировалась общедоступная зона отдыха. Документом предусматривалось развитие жилого центра на Безымянке, которая после сноса посёлков должна была наряду со старым городом получить такой же прямой выход к реке. По всему побережью планировалось пространство набережных. Волга впервые становилась достоянием горожан, а не городского хозяйства. Проект предусматривал расширение жилой зоны застройки города вдоль Волги в северо-восточном направлении между приволжскими садами и Безымянской промзоной. Главный центр «Большого Куйбышева» планировался в районе нынешнего Ботанического сада на возвышенности. Главной осью должна была стать Ново-Сызранская улица – проспект Карла Маркса. Но до сих пор эта улица является самым градостроительно неосмысленным фрагментом Самары. До конца 1960-х годов градостроители ограничивались лишь корректировкой этого генплана.
Генплан
1967 года
Население – 1 миллион человек.
По новому генплану 1967 года модулем строительства впервые в истории городского зодчества становится не квартал, а микрорайон. В 1969 году заговорили о необходимости строительства метро. План предлагал к застройке район поляны Фрунзе на верхней террасе, на месте самостроя. Расчёт количества населения и мощностей инфраструктуры микрорайонов ведётся следующим образом: количество рабочих, определённых госпланом и соответствующими министерствами, помножить на коэффициент семейственности. Исходя из этих параметров предписывается состав и мощность пищевых, коммунальных, оздоровительных предприятий, количество транспорта, милиционеров, мест в тюрьмах. Рост города, как и прежде, происходит экстенсивно за счет механического наращивания жилых территорий. Так, среднегордская этажность составляла 4,4 этажа вместо запланированной утверждённым генпланом 7,7. Не была устранена диспропорция в развитии промышленного, жилищного и культурного строительства. Поэтому в 1975 году было принято решение о развитии городского хозяйства Куйбышева. В нём предусматривалось увеличение количества школ, жилья, поликлиник, больниц, строительство концертного зала в 7-м микрорайоне, у Воронежских озёр, бульвара 400-летия Самары (от Московского шоссе до Стара-Загоры).
Дополненный вариант генплана предусматривал расселение наибольшего количества горожан вдоль Волги, а также застройку поймы реки Самары (впервые об этом заговорили ещё в 1970 году) микрорайоном на площади 1300 га для 300-350 тысяч жителей, застройку Ракитовки (между Московским шоссе и пр. Карла Маркса) и расселение на волжском склоне между улицей Советской Армии и «Поляной» более 100 тысяч горожан (идея перекочевала из генпланов 1937-го и 1967 годов, но худо-бедно начала реализовываться лишь в настоящее время).
Генплан
1987 года
Население – 1 миллион 400 тысяч человек.
Проблема жилья по-прежнему не решена. Унылые «спальные районы» контрастировали с уютным историческим центром. Впервые заговорили о необходимости ощутимой реконструкции транспортной сети, а также о ценности дореволюционного архитектурного прошлого города. В генплане было отмечено, что длительность повседневных поездок из периферийных населённых пунктов в центр не должна превышать 40-60 минут, то есть должна находиться в пределах времени, не вызывающих отрицательной реакции у человека. В плане опять фигурирует (с 1937 года!) пр. Карла Маркса – теперь его предлагают возвести в двух уровнях. Город предложено развивать на левом берегу Самары и в районе Ракитовки.
Генплан
2004-2006 годов
Население – 1 млн 300 тысяч человек.
Стратегическое направление нового генплана развития города – решение проблемы транспортного коллапса и экологизация территории, выделение исторического ядра города, освобождение 700 га городской территории от свалок. В который уже раз возникает идея прокладки 17-километровой трассы по пр. Карла Маркса. Общегородской центр планируется разместить в Овраге Подпольщиков. А все существующие самарские набережные связать в единую цепь. Идея развития Самарского Заречья отложена до лучших времён.