Примерное время чтения: 7 минут
1562

Вокруг генплана по застройки Самары разгорается судебный скандал

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Самара 01/02/2012
Фото:

По словам сопредседателя Международного социально-экологического союза Сергея Симака, слушания в Красноглинском районе «прошли с серьёзными нарушениями, а  принятие некоторых поправок просто недопустимо.Если активистам удастся отменить результаты слушаний, по формальным основаниям генплан принять не смогут и публичные слушания нужно будет проводить заново.

Между тем генеральные планы застройки  губернской столицы стали выносить на публичные слушания лишь в начале XXI века.  В советское время мнением жителей вообще не интересовались. Может, поэтому  при самых хороших задумках  реализация  их шла типично по-советски -   «как всегда».  Мы  с нашими экспертами, историками, архитекторами и строителями вспомнили, как  в разные времена наш город рисовался на бумаге  и как затем строился.

Генплан

«Большая Самара» 1927-1929 годов

Население Самары – 172 тысячи человек.

План её развития появился уже в советское время, в 1927 -1929 годах, и получил название «Большая Самара». Проект застройки и планировки разрабатывался на тридцать лет.  На конец расчётного периода численность насления рассчитывалась в 336 тысяч человек. Место административного центра отводилось Самарской площади, общественного центра – в районе Семейкинского  (Московского) шоссе и Смышляевского тракта, где теперь расположена клиническая больница. Нынешние архитекторы считают, что её строительство было стратегической ошибкой. Её корпуса застряли «костью в горле» города и остановили пути его развития – главной бедой стала проблема её обхода и объезда.

Авторы генплана создали схему из трех зон: жилой, промышленной и рекреационной. Под рекреационную зону отводился весь  волжский склон.  Промзона должна была развиваться вдоль железной дороги и реки Самары в направлении станций Пятилетка и Безымянка. Под жилую застройку отводили нынешнюю улицу Ново-Садовую.  Все квартиры в домах должны были проектироваться  солнечными, с русской печью на кухне, с балконами, со смывной уборной. Во дворе предусматривались помещение для сушки белья, хранения дров, погреб-ледник, общая прачечная. Предписывалось выделить помещения для общего собрания и дневного пребывания детей.  Требовалось, чтобы из окон зданий, обращенных на северо-запад, открывался вид на Жигули. Придумки архитекторов реализовались в более жизненный проект. Из обслуживающих помещений оставили только кухню и туалет, а ванная устанавливалась на кухне и при необходимости закрывалась навесными щитами, превращаясь по мере надобности в рабочий кухонный стол.

Генплан

«Большой Куйбышев» 1937 года

Население – 400 тысяч человек.

Именно в генплане 1937 года, названном «Большой Куйбышев», городская среда города впервые раскрывалась на Волгу.  Вместо  самовольных посёлков и дач вдоль  Волги планировалась общедоступная зона отдыха.  Документом предусматривалось развитие жилого центра на Бе­зымянке, которая после сноса посёлков должна была наряду со старым городом получить такой же прямой выход к реке. По всему побережью планировалось пространство набережных. Волга  впервые становилась достоянием горожан, а  не городского хозяйства. Проект предусматривал расширение жилой зоны застройки города вдоль Волги в северо-восточном направлении  между приволжскими садами и Безымянской промзоной. Главный центр «Большого Куйбышева» планировался в районе нынешнего Ботанического сада на возвышенности. Главной осью должна была стать Ново-Сызранская улица – проспект Карла Маркса.  Но до сих пор эта улица  является самым градостроительно неосмысленным фрагментом Самары.  До конца 1960-х годов градостроители ограничивались  лишь корректировкой этого генплана.

Генплан

1967 года

Население – 1 миллион человек.

По новому генплану 1967 года  модулем строительства  впервые в истории городского зодчества становится не квартал, а микрорайон.  В 1969 году заговорили о необходимости строительства метро. План предлагал к застройке район поляны Фрунзе на верхней террасе, на месте самостроя. Расчёт количества населения и мощностей инфраструктуры микрорайонов ведётся следующим образом:  количество рабочих, определённых госпланом и соответствующими министерствами, помножить на коэффициент семейственности. Исходя из этих параметров предписывается состав и мощность пищевых, коммунальных, оздоровительных предприятий, количество транспорта, милиционеров, мест в тюрьмах. Рост города, как и прежде,  происходит экстенсивно за счет механического наращивания жилых территорий.  Так, среднегордская этажность составляла 4,4 этажа вместо запланированной утверждённым генпланом 7,7.  Не была устранена диспропорция в развитии промышленного, жилищного и культурного строительства. Поэтому в 1975 году было принято решение о развитии городского хозяйства  Куйбышева. В нём  предусматривалось увеличение количества школ, жилья, поликлиник, больниц, строительство концертного зала в 7-м микрорайоне, у Воронежских озёр, бульвара 400-летия Самары (от Московского шоссе до Стара-Загоры).

Дополненный вариант генплана предусматривал расселение  наибольшего количества горожан вдоль Волги,  а также застройку поймы реки Самары (впервые об этом заговорили ещё в 1970 году) микрорайоном  на площади 1300 га  для 300-350 тысяч жителей, застройку Ракитовки (между Московским  шоссе и пр. Карла Маркса)  и расселение на волжском склоне  между улицей Советской Армии и «Поляной»  более 100 тысяч горожан (идея перекочевала из генпланов 1937-го и 1967 годов, но худо-бедно начала реализовываться лишь в настоящее время).

Генплан

1987 года

Население – 1 миллион 400 тысяч человек.

Проблема жилья по-прежнему не решена.  Унылые «спальные районы» контрастировали с уютным историческим центром.  Впервые заговорили о  необходимости ощутимой реконструкции транспортной сети, а также о ценности дореволюционного архитектурного прошлого города. В генплане было отмечено, что длительность повседневных поездок из периферийных населённых пунктов в центр не должна превышать 40-60 минут, то есть должна находиться в пределах времени, не вызывающих отрицательной реакции у человека. В плане опять фигурирует  (с 1937 года!) пр. Карла Маркса – теперь его предлагают возвести в двух уровнях.  Город предложено развивать  на левом берегу Самары и в районе Ракитовки.

Генплан

2004-2006  годов

Население – 1 млн 300 тысяч человек.

 Стратегическое направление нового генплана развития города – решение проблемы транспортного коллапса и экологизация территории, выделение исторического ядра города, освобождение 700 га городской территории от свалок.  В который уже раз   возникает идея прокладки 17-километровой трассы по  пр. Карла Маркса. Общегородской центр планируется разместить в Овраге Подпольщиков. А  все существующие самарские набережные связать  в единую цепь. Идея развития Самарского Заречья отложена до лучших времён.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах