Схожие проблемы характерны и для других предприятий. Как правило, иностранные управленцы местных заводов устанавливают поистине драконовские порядки. Производство, конечно, оптимизируют и расходы сокращают, а вот о людях и развитии вверенных им территорий - главном нашем капитале - не задумываются. В результате безработица растёт, а люди переезжают жить в другие регионы.
Местным вход заказан
Истории, которые рассказали нам работники самарских предприятий, не могут не впечатлять.
«Нам на заводе сказали: всё равно всех уволим и наберём людей из других районов города. Вы - красноглинские - словно мафия, у вас всё схвачено и коррумпировано. И ведь увольняют! А у нас, между прочим, семьи, дети, жильё в посёлке. Кроме того, на Красной Глинке другой работы нет. Один завод - и всё. У нас даже в лихие 90-е годы такого не было - стабильно работали, получали вовремя зарплату. Пришли французы - и люди нищенствуют. Придётся уезжать из посёлка», - сетует Ольга Кораблина, бывшая сотрудница самарского завода ЗАО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара», который в 2013 г. перешёл под контроль французской компании «Шнайдер электрик».
По словам женщины, только в мае-июне 2015 г. с предприятия уволили 150 человек, а всего с 2014 г. - порядка полутора тысяч.
«Особенно беспощадны новые владельцы к людям предпенсионного возраста. Нам сказали, что будут набирать людей не старше 35 лет», -говорит Светлана Маликова, сотрудница завода.
Впрочем, в пресс-службе предприятия на запрос «АиФ в Самаре» ответили, что компания не нарушает обещаний в части сохранения количества рабочих мест на заводе.
«В настоящее время продолжается приём новых сотрудников - до 30 человек в месяц. В то же время в компании идут важные процессы реорганизации структуры с целью повышения эффективности работы предприятия. Вследствие изменений появляются новые структурные подразделения, исчезают те, чьи функции были дублирующими. При этом кадровому потенциалу завода уделяется ключевое внимание», - отрапортовали нам.
Впрочем, «буржуи» не только сокращают кадры, но и уменьшают возможности для заработка тем, кто остался. Так, ещё в конце прошлого года о сокращении рабочей недели до четырёх, а в некоторых цехах и до трёх дней объявили на «Электрощите» и тольяттинском «GM-АвтоВАЗ». С января на 4-дневку перешёл и «АвтоВАЗ».
При этом о себе иностранные топ-менеджеры не забывают. Так, Бу Андерссон, пришедший к управлению Волжским автозаводом два года назад, привёл с собой команду из 30 высокооплачиваемых руководителей. По данным Петра Золотарёва, председателя Межрегионального профсоюза работников автопрома области, средняя зарплата работника предприятия, например, за июнь 2014 г. составляла 26 410 руб., в то время как ежемесячный бонус каждого из 12 членов правления предприятия - 2 220 833 руб.
«Несмотря на экономические трудности и убыточность завода, они о себе ого-го как заботятся!», - констатирует профсоюзный деятель.
Напомним кстати, что до прихода Андерссона, убыток предприятия составлял 8 млрд руб., а сейчас - 74 млрд. Вот такая «буржуазная» экономика...
Теряем города и сёла?
Подобная политика ведёт к тому, что освобождённые с заводов люди вынуждены искать работу в других городах. Особенно серьёзно это бьёт по тем местностям, где предприятия градообразующие. Так, за полтора года практически вымерло село Обшаровка, где закрылась птицефабрика «Цыпочка». Тяжело сегодня и Сызрани, где после смены собственника более чем вдвое «поредели ряды» сотрудников одного из ключевых заводов - ОАО «Пластик». В 2012 г. его выкупил нижегородский «Автокомпонент», после чего начали массово «выживать» работников. «Навострили лыжи» жители посёлка Красная Глинка, не говоря уже о массовом оттоке населения из Тольятти.
«В сложной экономической ситуации социальная ответственность работодателя - это один из важнейших факторов, способных удержать стабильность на рынке труда. Активное участие работодателей в мероприятиях службы занятости позволит решать их же кадровые проблемы. Только объединив усилия, мы сделаем политику занятости наиболее эффективной», - взывает к руководителям предприятий Ирина Никишина, врио министра труда, занятости и миграционной политики области. Вот только нужна ли социальная ответственность варягам и тем более иностранцам?
«Буржуи» или «совок»?
Эксперты уверены: несмотря на все минусы, в настоящее время привлечение к руководству местными предприятиями иностранных специалистов - увы, единственный путь к цивилизованным методам ведения бизнеса. Только так наша продукция сможет стать конкурентоспособной на мировом рынке.
- Надо признать, что мы пока не умеем работать так, как они. Например, те же местные поставщики «АвтоВАЗа» не удовлетворяют стандартам качества, принятым во всём мире, а значит, и автомобили предприятия в конечном счёте не устроят никого, - уверен Сергей Пичкуров, директор Института национальной экономики СГЭУ. - То же самое можно сказать и о любой другой отрасли экономики. Мы не умеем ничего делать качественно, а потому даже в вопросах импортозамещения нам необходимо советоваться с иностранными коллегами, перенимать опыт. Что касается социальной ответственности, сокращённых сотрудников и их дальнейшего трудоустройства - тут тоже вопрос к нам самим. К сожалению, люди в нашей стране живут по «советским понятиям», им очень сложно перестраиваться. В то время как на Западе стремятся приобретать параллельно несколько специальностей, учиться и переучиваться. И это абсолютно нормально. Ждать нельзя ничего - ни от государства, ни тем более от иностранцев».
В целом же эксперты резюмируют: история «АвтоВАЗа» показывает, что иностранные менеджеры и акционеры в России испытывают серьёзные трудности.
«Привычная для Запада модель управления в России даёт сбои, особенно когда одной из сторон конфликта оказывается госкомпания, которая обременена социально-политическими обязательствами, а также коммерческими интересами и системой отношений с государством», - заключает Татьяна Становая, руководитель аналитического департамента российского Центра политических технологий.