Одно из существенных изменений касается пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Так, в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (т/с) должны быть включены фары ближнего света или дневные ходовые огни, чтобы машину можно было заметить как можно раньше. Впрочем, штраф за неисполнение этого правила не слишком ударит по карману водителей и составит 100 рублей.
Для предупреждения об обгоне водители вместо звукового сигнала или совместно с ним смогут подавать световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет. Теперь отдельно об обгонах, опережениях и встречном разъезде. Водитель не может выполнять обгон, если движущееся впереди него т/с объезжает препятствие. Затор или т/с, остановившееся на этой же полосе движения, теперь к препятствиям не относятся. Обгон недопустим, когда движущийся впереди по той же полосе автомобиль подал сигнал поворота налево, машина сзади начала обгон или если водитель, решившийся на обгон, не сможет по его завершении безопасно вернуться на ранее занимаемую полосу. Водителю обгоняемого т/с запрещается препятствовать маневру, повышая скорость своего движения.
Обгон официально запрещен: - на регулируемых, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; - на пешеходных переходах, когда там люди; - на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними; - на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; - на участках с ограниченной видимостью. Вне населенных пунктов, где обгон или опережение тихоходного т/с с крупногабаритным грузом, или т/с, двигающегося со скоростью до 30 км/ч, затруднены, его водитель должен принять как можно правее или остановиться, чтобы пропустить следующие за ним автомашины. Если затруднен встречный разъезд, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен и водитель т/с, движущегося на спуск. Нельзя выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. Повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками или разметкой.
В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещенных на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, либо разметка плохо различима, водители должны руководствоваться исключительно дорожными знаками. За выезд на встречную полосу на трамвайные пути нарушителю теперь грозит более суровое наказание – лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (прежде за эту «шалость» существовал штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей). И в случае выезда на полосу с односторонним движением, водителя могут лишить права управления автомобилем на 4-6 месяцев или оштрафовать на 5 тысяч рублей. Окончательную меру наказания будет определять суд, так как ситуации, когда какая-нибудь улица в одночасье становится дорогой с односторонним движением, нередки.
И многие водители узнают об этом только после беседы с остановившим их инспектором ГАИ. Что касается пешеходов, то и они не обделены вниманием. Начальник административной практики полка ДПС ОГИБДД УВД по городу Самаре Дмитрий Васиков рассказал, что водитель обязан останавливаться перед нерегулируемым пешеходным переходом в случае, если собирающийся перебраться через дорогу уже вступил на «зебру» или подошел к ней вплотную. Этой поправкой задумано снизить количество ДТП с участием пешеходов. Но ее действие распространяется лишь на тех участках дороги, где движение в обе стороны идет не более чем по четырем полосам. К примеру, на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова на пешеходном переходе водители, находящиеся на противоположной стороне дороги, должны остановиться, как только пешеход подойдет к разделительной полосе. Штраф, предусмотренный за нарушение прав пешехода и ПДД, - от 800 до тысячи рублей.
Однако и пешеходам теперь придется воздержаться от перехода проезжей части при приближении транспортных средств, где включен проблесковый маячок синего цвета (синего и красного цветов) и специальный звуковой сигнал. Если именно в это время кто-то из «безлошадных» уже находится на дороге, то в его обязанности как законопослушного гражданина теперь входит незамедлительное освобождение проезжей части. В общем и целом, основная цель нововведений – снижение количества ДТП и повышение степени безопасности участников дорожного движения. А без ужесточения правил и без увеличения санкций этого достичь трудно.