Примерное время чтения: 7 минут
592

В Ташлу, к Богородице

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 12/07/2007

В первую неделю Петрова поста прошел юбилейный, десятый Крестный ход к святыне Самарского края - чудотворной иконе Божией Матери "Избавительница от бед" в храме села Ташла Ставропольского района.

Рассказывает игумен Георгий (Шестун), наместник Заволжского мужского монастыря.

Невольник - не богомольник

- Кто первым предложил идти Крестным ходом из Самары в Ташлу?

- Прихожане Самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1997 году частыми стали паломнические поездки в Дивеево, Санаксарский монастырь, в другие святые места. А многие захотели отправиться пешком к нашей самарской святыне. Отпустить своих прихожан одних я не мог, потому решил возглавить шествие. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий идею благословил.

В дорогу, помнится, отправились 33 человека.

- Что стоит организовать Крестный ход?

- Оргработы как таковой мы не проводим. Лишь епархиальное управление уведомляет администрацию Самары о предстоящем Крестном ходе. Нам выделяют машину сопровождения ГИБДД. В этом году была также карета "скорой помощи". Подчеркну, никакой агитационно-разъяснительной и пропагандистской работы принципиально не ведём. Не составляем планы и отчеты, инструкции. В этом деле, считаю, не должно быть и малейшего понуждения. Известно, невольник - не богомольник. Православные люди знают о ежегодном Крестном ходе в Ташлу, к Богородице. Поэтому идут только добровольцы. А собираемся мы в первый понедельник Петрова поста на углу улиц Демократической и Ташкентской. Здесь начало четырехдневного пути в 85 километров. В этом году в Крестном ходе участвовали 1300 человек, в том числе 4 священника и 3 диакона.

- Кто они - участники Крестного хода?

- Люди богатые и бедные, учёные, школьники, студенты. Много пожилых, ещё больше детей, включая грудных младенцев - их несут на руках или катят в колясках. Идут бывшие наркоманы и алкоголики - они исцелились во время прежних Крестных ходов. Идут бездетные супруги - просить у Богородицы ребёночка, но есть и те, кто идёт уже за вторым дитятей.

Впереди колонны движется машина ГИБДД. В этом году её экипаж тоже шёл с нами пешком. Офицеры объяснили: "Старики и дети идут, а мы чем хуже?". Наши паломники - жители Москвы, Самары, Чебоксар, Чапаевска, многих сёл и райцентров области. Каждый год я вижу много новых лиц.

С общим пением и общей молитвой

- Каким маршрутом вы идёте?

- Самара - Курумоч - Старая Бинарадка - Ташла. Помню, первые два раза шли лесом в сопровождении инструктора по туризму. Но там трудно - люди отстают, теряются. Теперь идём по шоссе. До Царевщины - 35 км. Здесь нас ждут священник Владимир Назаров с прихожанами. Кормят кашей, угощают чаем. После двухчасового отдыха - снова в дорогу. Первая ночёвка в селе Курумоч, где к нашему приходу загодя готовятся. Встречают священник Виталий Тимаков с матушкой, директор школы Людмила Александровна Кузнецова. Крестьяне выносят хлеб-соль, дарят цветы. Говорят, Крестный ход для них - это вторая Пасха. К нашему приходу школьные повара готовят ужин. Трапеза - прямо на траве. Затем паломников, что называется, разбирают по домам. Топятся бани. В домах паломников ещё раз кормят и создают хорошие условия для отдыха.

Большое впечатление Крестный ход оказывает на самих паломников. Четыре дня они слушают прекрасное пение хора Троицкого храма Самары. Духовные песнопения дополняются молитвами. В Курумоче служится всенощная, паломники исповедуются и причащаются. Заметил: если до Курумоча люди идут группками, беседуют о своём, то после причащения мы становимся одной большой семьей. Теперь идёт народ Божий - с общим пением и общей молитвой.

Старая Бинарадка также тепло принимает. Но уже многие наши гостеприимные бабушки - жители села - ушли в мир иной. Село всё больше напоминает посёлок городского типа - приезжие строят богатые усадьбы, коттеджи, куда нас на отдых пока не зовут. Потому вопрос размещения паломников на будущий год будем решать, видимо, с помощью военных, МЧС. Возможно, в селе придётся оборудовать временный палаточный лагерь.

- Неужели никто из паломников не сходит с маршрута?

- Бывает, Крестный ход покидают по неотложным делам. Когда вижу, что, например, бабушка едва переставляет ноги от усталости, предлагаю сесть в машину, отдохнуть. Она в ответ: "Помолитесь, батюшка, чтобы я дошла". И доходит!

Мы идём по дороге, машины часто останавливаются, водители выходят на обочину, многие крестятся. Кто смотрит радостно, кто задумчиво, удивлённо. Многие берут у священников благословение. Бывает, и подбадривают: "Святая Русь жива!". Как-то остановился джип, молодые ребята вручили паломникам несколько упаковок минеральной воды.

Река благодати

- Ташла встречает колокольным Пасхальным звоном. Жители, глядя на нас, плачут. "В наше село вливается река благодати", - говорит местный батюшка протоиерей Николай Винокуров. Начинается торжественная служба, как на Пасху. Чудотворную икону "Избавительница от бед" кладут на аналой в центре храма. Паломники прикладываются к ней.

- Как меняются люди за время Крестного хода?

- Многие не скрывают удивления: "Как же я смогла столько пройти?!". Звучат признания: "Я увидел свои пороки и страсти", "Ноги гудят, а сердце ликует!". Часто вспоминают слова батюшки Николая Винокурова: "Участвуя в Крестном ходе, все вы трудились, а ангелы Божии измеряли ваши шаги и делали записи в Книге Жизни. На том свете, когда вы будете проходить мытарства, они помогут вам наследовать вечную и блаженную жизнь".

Крестные ходы хранят Россию. Они, как утверждают старцы, являются самым сильным благодатным явлением в этом мире. О Крестном ходе в Ташлу написаны книги, сняты фильмы.

Наша справка

В этом году исполняется 90 лет явления чудотворного образа Божией Матери. Обретена икона так. Уроженке села Ташла Екатерине Чугуновой в октябре 1917 года явилась во сне Царица Небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать из земли её образ. Вместе с подругами Феней Атяшевой и Пашей Гавриленковой Екатерина пошла к ташлинским оврагам, и они нашли святой образ. В месте, где откопали икону, ударил родник. Икону принесли в храм, отслужили молебен. С момента явления иконы стали происходить многочисленные исцеления больных. Но вскоре икона исчезла из храма и оказалась в источнике. Прибывший священник взял образ в руки и в сопровождении Крестного хода, под колокольный перезвон, внёс в храм. С тех пор ежегодно 21 октября празднуется память явления чудотворного образа Божией Матери "Избавительница от бед". Икона невелика по размеру - с тетрадный листок, находится в киоте, закрывающем левый клирос храма.


Кстати

Обычай совершать крестные ходы пришёл из Византии. На Востоке были распространены умилостивительные крестные ходы в дни бедствий: во время войн, землетрясений, моровой язвы, голода. Не раз и Москва спасалась от чужестранцев после покаянных крестных ходов. С иконой Владимирской Божией Матери в 1395 году - от нашествия Тамерлана, в 1480-м - от Ахмата. В середине XIX века Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери остановил распространение холеры в Башкирии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах