За спасение души
Самара, 25 декабря - АиФ-Самара. Михайло-Архангельский храм, расположенный в центре села, производит странное впечатление. По углам здания - шесть видеокамер, вокруг самой церкви - цветник, в нём - енот, держащий в лапках табличку на английском - «Welcome».
- В церкви не должны говорить, - замечает мне на просьбу позвать священника служительница церкви Ольга. - За злую привычку посылаются скорби.
- Свечки ставить, но не зажигать, от них деревянная церковь может воспламениться, - это уже пожилой паре. Разворачиваюсь к выходу, поднимаю глаза - слева над аркой роспись с изображением ада, справа, как и положено по канонам церковной архитектуры, - рая. Праведники - измождённые, почти бесплотные существа. Грешников сызранские художники Осиповы изобразили с вываливающимися языками. Суровость, если не сказать аскеза, похоже, и есть главная составляющая особого уклада жизни православной общины Красных Ключей. Эту особую традицию жизни в миру для верующих завёл великий старец, устроитель Дивеевского монастыря Серафим Саровский. Подошедший священник отец Георгий объясняет её суть.
- Строгие правила нашей жизни - двухразовое питание, полный отказ от алкоголя и мяса, молитвенные правила утром, вечером и ночью - для нецерковного человека выполнять сложно. Поэтому у нас остаются люди, твердо вставшие на путь спасения души. Наличие видеокамер священник объясняет необходимостью охранять периметр. Позже узнаю, что он - бывший технарь.
Почётный гражданин батюшка Павел
Основал общину в селе отец Павел Алексахин. Его называют девятым преемником самого Серафима Саровского. В 1962 году фронтовик, бывший учитель биологии пришёл с несколькими своими учениками и поселился рядом с селом. Говорят, что про выбор места сам Павел рассказывал так: лес рядом, источник с чистой водой тоже недалеко, то есть в случае войны или гонений люди не пропадут. Вода в ключе, к которому мы сходили после общения с келейниками, и вправду чиста и на вкус приятна. Несмотря на вечер буднего дня, у деревянных, ярко раскрашенных избушек над источниками была очередь. Люди приезжают за водой из окрестных деревень, и даже из Отрадного. Говорят, вода лечит суставы и желудок.
К тому времени, как Павел умер, в 2008 году, община насчитывала почти 40 человек. Сейчас в ней живёт более 50 человек. В самом селе отца Павла помнят и чтут. Он - в списке почётных граждан Похвистневского района. По рассказам местных жителей, старец всегда селу помогал: и картошку бедным доставал, и хлопотал, чтобы в село газ провели. А главное - добрым был и все время работал.
Терпение и труд
Общинники - тоже всё время в трудах праведных. В течение десятиминутного разговора со мной одна женщина, наотрез отказавшаяся назвать своё имя, успевает собрать грязные тряпки с пола большой расположенной на территории храма кельи, схватить тяпку и прополоть клумбу за церковью, затем, обежав храм, смахнуть пыль с уличного стенда, посвящённого деяниям отца Павла, и, воротившись в дом, прибрать кровати за несколькими обитательницами (они, видно, встав рано в поля, сами не успели застелить постель).
- У многих по три-четыре послушания, - гордится трудолюбием своих подопечных отец Георгий. - Вот, например, Анна Маклакова, бывший работник телевидения, - она и псаломщица в церкви, и коровница, и архив церковный ведёт.
А ещё Анна Павловна разъезжает на старенькой «семёрке» - село находится на самой окраине Похвистневского района и в двух часах езды от губернской столицы, а церковных дел за пределами села всегда очень много. Поэтому и приезжих паломников наравне с общинниками пристраивают кормить скотину, ремонтировать дома, а летом трудиться на обширных общинных огородах. Работают на совесть и споро. Если им назначат послушание сверх положенного - приходится только терпеть. О жизни до общины рассуждать не любят.
Любопытство не порок
Вместе с послушаниями в общине поддерживается и идея Серафима Саровского, которую всю жизнь проповедовал отец Павел: всегда быть готовым к тому, чтобы оказать помощь пришедшим в церковь. Работает воскресная церковная школа. От средней школы села осталась только девятилетка. Десятиклассников возят в соседнее село. И это отца Георгия очень беспокоит - ведь таким образом ребятишек от села отучают уже в юном возрасте. Сами сельчане в храм ходят по праздникам. Там всё больше - приезжие, любопытные. Но с ними отец Георгий приветлив.
Сама община время от времени пополняется новенькими. В основном - пожилыми людьми, утомившимися от долгой, беспокойной и, по их мнению, бесполезной жизни в миру. Всех надо поселить, накормить, охватить медобслуживанием, уходом. И нагрузка на более молодых возрастает. В связи с этим отец Георгий вспоминает слова самого старца: «С нами не пропадёшь, но горя хватишь». Молодые, как объясняет отец Георгий, - это те, кому под шестьдесят. Они с большим по сути натуральным хозяйством не справляются. Поэтому даже восьмидесятилетние келейники и келейницы стараются внести хоть какую-то лепту в общий созидательный труд.Тем более, как уже подмечено, режим, существующий в общине, продлевает активную фазу существования человека лет на двадцать.