- Отец Виталий, в трудные времена увеличивается поток людей как к различным экстрасенсам, так и в церковь. Вы заметили прибавление числа прихожан?
- Да, разузнать что-нибудь у колдунов про будущее - это важно (смеётся. - Ред.). А в храмы действительно народ потянулся, в том числе и у нас в Самаре. Но это не связано, конечно, напрямую с кризисом. Когда мы в 2010 г. возвели храм, на службы приходило 20-30 человек. В последние два года число прихожан растёт. Знаю, даже за рубежом в православные храмы пошли бывшие последователи католической и евангелической веры. Почему? Вроде бы там и священники песни поют под гитару с молодёжью, и монахини в футбол играют с паствой, и спектакли в церквях ставят. А дело в то, что молодых людей отнюдь не привлекает этакое заигрывание с ними, в храм идут к Отцу небесному, а он строг. А сама православная служба величественна и торжественна.
- И тем не менее высшее церковное начальство периодически корит священников на местах - надо бы тщательней работать с паствой. Не по домам же вам с проповедями ходить!
- Каждый священнослужитель находится под очень бдительным взором всех людей. Значит, ему надо вести себя так, чтобы никто на него не мог пальцем указать… Поэтому в служение нужно отбирать людей только с чистыми руками. Как, впрочем, и во всех сферах жизни. Важно также уделять много времени нашим детям. Чтобы для детей церковь стала родным домом. В нашей воскресной школе нет уроков в классическом понимании этого слова. Ребятишки учатся петь колядки в хоре, рисуют, делают поделки, разучивают стихи. Необязательно на библейские сюжеты. Не нужно притягивать детей к Богу с помощью многостраничных знаний. Главное - чтобы у них сердце пробудилось, и тогда им будет в храме хорошо. В любовь к Богу не затаскивают за волосы.
Отдали крохи
- Самарцы время от времени пеняют местной епархии: мол, хватит строить церкви. Как вы объяснились бы с такими недовольными горожанами?
- В предисловии к вышедшей недавно книге «Собор Самарских святых», соавтором которой я являюсь, описана такая история. В одной из самарских газет автор от имени читателей возмущается тем, что правительство области выделило определённую сумму на реставрацию храмов. В следующем номере он приводит анонимные отклики читателей с гневной отповедью «попам». А рядом описана история о приобретении нашим соотечественником американского бомбардировщика за сумму, в 15 раз превышающую деньги, выделенные на храмы. В первом случае сквозит возмущение, во втором - какая-то плебейская гордость за разбогатевшего явно неправедным путём россиянина. В 1916 году в Самарской епархии было 18 монастырей, 986 церквей, действовало 1059 церковно-приходских школ. 12 школ ремесленного типа при монастырях, 7 богаделен, 967 библиотек с фондом 142 тысячи книг российских и зарубежных авторов. Так что сегодня отдали крохи. Думаю ещё и так: если трудно с местом под храм или жители явно не хотят этого, строить не нужно. Но вот мои бывшие коллеги - преподаватели, работающие в расположенном рядом университете, -говорят мне, что раньше какая-то гнетущая атмосфера была в здании. Наверное, из-за того, что в соседнем парке Гагарина в годы политических репрессий были расстреляны и захоронены три с половиной тысячи человек. А после строительства храма светлее, чище как-то стало. Я уверен, что храм освящает местность.
Атеизм абсурден
- Вы десятки лет занимались наукой. Как вы относитесь к мнению, что именно научный прогресс в итоге и погубит человечество?
- Я - технарь. Знаю, что всё в мироздании устроено сложнее, чем нам кажется. Проход сквозь стены реален, если изменить какие-то константы… Или что диаграмма колокольного звона - крест. Кстати, раньше в деревнях во время эпидемий звонили беспрерывно в колокола, как бы осеняя крестом всю местность. А то, что звук распространяется крестом, объясняют функции Бесселя. Современная модель мира - это только модель, упрощение, она вроде бы сейчас работает. Но будет ли она работать потом? Технари занимаются делом. Но есть другие науки, выстраивающие различные общественные и политические схемы. Эти «учёные» говорят нам сначала про научный коммунизм, а теперь, надувая щёки, про конец мироздания. Это они подменили понятия, давно устоявшиеся в нашем обществе. Например, обучение и врачевание называют у нас теперь образовательными и медицинскими услугами. А вся эта пропаганда американского образа жизни - там, где во главу угла ставят доллар, - действует на наших людей разлагающе. Я в девяностые годы, когда работал в университете в Германии, общался с коллегами на конференциях, семинарах. И знаете, что заметил? Там, где начинали править деньги, наука заканчивалась. Принял мзду от студента - не пойдёт эксперимент, не двинется диссертация. Каждый учёный знает, как никто другой, что всякое научное решение - подарок Бога. Оно вдруг падает с небес. Поэтому тот, кто серьёзно занимается наукой, быстро осознаёт абсурдность положений атеизма и становится скромнее в оценке своего труда.
- Вы и храм свой называете «подарком с небес»…
- Когда мне поручили построить церковь, я, как бывший военный, ответил «Есть!» (смеётся). Засел за изучение храмового строительства на Руси. И решил, что храм должен воплощать нашу молитву, возносящуюся к Богу. Выбрал стиль «нарышкинского барокко». Дерзнул сам взяться за эскиз храма, потом долго сидел за компьютером, добиваясь этого.