Скончался один из самых ярких российских политиков и одиозных олигархов – Борис Березовский. Причины смерти бизнесмена пока неизвестны, хотя слухов более чем достаточно. А своим состоянием и влиянием Борис Березовский обязан Самарской области: именно на тольяттинском автозаводе взошла звезда его экономического таланта.
Игры с автопромом
В конце 1980-х Борис Березовский начал свою деятельность на АвтоВАЗе с внедрения на предприятии системы программирования – это по будням. По выходным же будущий олигарх помогал строить дачу генеральному директору АвтоВАЗа Владимиру Каданникову. Именно в процессе простого и сближающего физического труда состоялось знакомство этих двух людей, которое впоследствии привело к громким финансовым аферам.
В 1989 году Борис Березовский совместно Саматом Жабоевым основали печально знаменитый АО «ЛогоВАЗ», но надо помнить, что схемы, которые реализовывал Березовский, были бы невозможны без осведомленности руководства основного предприятия. Наибольший успех имели две финансовые схемы Бориса Березовского.
«Логоваз» брал у завода машины под реализацию с отсрочкой платежа на полгода (кстати, другие официальные дилеры получали отсрочку только на 20 дней), при этом машины предоставлялись компании Березовского с беспрецедентной скидкой – 30% от стоимости. Реализовывать машины «Логоваз» не спешил: на тот момент в стране была дикая инфляция, цены росли буквально каждый месяц. За полгода стоимость машин увеличивалась почти в два раза. После чего машины продавались потребителям, а «Логоваз» расплачивался с заводом по старой цене.
Вторая схема была связана с мнимой поставкой вазовских машин за границу. «Логоваз» получал от «АвтоВАЗа» машины, которые должны были идти на экспорт. Машины предоставлялись с внушительной скидкой, а отсрочка платежа достигала один год. Естественно, вывозить машины за пределы России Березовский не собирался, их прекрасно раскупали и на внутреннем рынке. Но по документам машины отправлялись за рубеж, но после нескольких месяцев возвращались назад, так как привередливые инстранцы не захотели брать продукцию российского автопрома. После чего машины продавались на внутреннем рынке со значительной выгодой.
«Как вы сами понимаете, такие схемы сложно реализовать только на одном «доверии». Можно предположить, что Березовский был в сговоре с кем-то из руководства предприятия» – сообщил «АиФ-Самара» Михаил Жменцов, финансовый аналитик аудиторской компании «Анализ».
Но самым громким автомобильным мошенничеством Березовского стала организация ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс» (АВВА), которая по сути представляла собой финансовую пирамиду. Гражданам предлагалось приобрести акции предприятия, намеренного в скором времени производить народный автомобиль, который будет пользоваться огромным способом у населения страны – следовательно, владельцы акций получат астрономические прибыли. Стоимость одной акции АВВА составляла 10 американских долларов. Свое существование АВВА закончила, как и любая пирамида – банкротством. «Деятельность ОАО «Автомобильного Всероссийского Альянса» определенно имела все признаки финансовой пирамиды. Но на тот момент наше население было полностью финансово безграмотным, чем и пользовались многочисленные аферисты» – сообщил Михаил Жменцов.
Защитил ВАЗ от рейдеров?
Борисом Березовским была придумана и реализована на АвтоВАЗе схема кольцевой собственности. Для ее реализации олигархом были созданы четыре дочерних предприятия, которые стали собственниками АвтоВАЗа; в свою очередь ВАЗ являлся собственником всех 4 дочерних предприятий. «Скорее всего, данная схема была создана Березовским для защиты ВАЗа от недружественных поглощений. В то время начали набирать популярность рейдерские захваты предприятий, а такое перекрестное владение акциями существенно снижало риски» – рассказывает Михаил Жменцов.
От схемы перекрестного акционирования ВАЗ избавился только в 2008 году, когда в число его собственников вошел «Росооборонэкспорт».
Неоплаченные долги
После бегства Бориса Березовского за границу правительство Самарской области и администрация ОАО «АвтоВАЗ» выиграли несколько судов против опального олигарха. Так, Красногорский городской суд Московской области приговорил Бориса Березовского к 13 годам лишения свободы по статье «мошенничество». В основу обвинения легла сделка, которая была заключена между «Логовазом» и «АвтоВАЗом» в 1994 году. По версии следствия, «Логовазу» по незаконной схеме было поставлено 20 тыс. автомобилей ВАЗ различных моделей. Кроме заочного уголовного срока Борис Березовский должен был выплатить в пользу администрации Самарской области почти 60 млн рублей. Чтобы взыскать деньги с Березовского, областное правительство даже объявило специальный тендер, по условиям которого победитель в случае успеха должен получить 15% от взысканной суммы. Но ни одной заявки на тендер так и не было подано.
Теперь, после смерти Березовского, взыскание долга остается весьма сомнительным. «Сложно прогнозировать успех этого дела, взыскание долгов с гражданина другой страны дело очень сложное. Кроме того, договор о правовой помощи между РФ и Великобританией так и не был ратифицирован», – сообщил «АиФ-Самара» частный адвокат Роман Кильдюшев.
С гражданина – сложно. С мертвого гражданина – особенно сложно. Скорее всего, про эти 60 миллионов лучше забыть. А прочие долги Березовского теперь взыщут те инстанции, которые не ошибаются.