Возглавляет федеральное государственное унитарное предприятие Светлана Вырмаскина - «женщина-директор года» по версии областного конкурса общественного признания достижений женщин Самарской области. Мы поговорили со Светланой Александровной о том, почему коровы предпочитают поп-музыку и почему дорожает молоко.
«Не потопаешь - не полопаешь»
АиФ-Самара: Светлана Александровна, расскажите немного о вашем хозяйстве.
Светлана Вырмаскина: Предприятие организовано в 1974 г. Мы - ровесники: 10 марта отметили день рождения компании, а 7 апреля - мой юбилей. Сейчас обрабатываем 5053 га пашни, выращиваем элитные и суперэлитные семена зерновых и бобовых культур. Также занимаемся животноводством. С 2010 г. помимо реализации молока и мяса продаём племенных нетелей чёрно-пёстрой породы.
- Что изменилось за время вашего руководства?
- В 2003 г. животноводство было очень нерентабельно. Вставал вопрос: или совсем сворачивать производство, или расширять его. Мы запланировали реконструкцию фермы, получили из областного бюджета более 50 млн руб. и на эти деньги произвели реконструкцию животноводческих помещений. Было привязное содержание крупного рогатого скота - стало безпривязное; убрали линейную дойку - построили молочный блок с доильным залом «Ёлочка» и двумя танками-охладителями, которые увеличили производительность труда.
- Какие результаты получили?
- Во-первых, увеличили поголовье коров с 234 до 380, выросла продуктивность с 3600 кг на одну фуражную корову до 5770 кг. Объём производства и реализации молока с 900 т увеличился до 2190 т. Рентабельность по животноводству в 2003 г. была отрицательная - минус 3%. Сейчас рентабельность доходит до 30%. Конечно, основные доходы мы получаем от молока. А вниз нас «тянет» производство и выращивание животных на откорме. Чтобы коровку вырастить, нужно два с половиной года за ней «потопать». Всё это время доходов она не приносит. Мы несём только одни затраты.
Молодёжь остаётся в селе
- Всех самарчан сегодня очень волнует вопрос: почему растут цены на молочные продукты?
- Конечно, людей не радует рост цен на молоко. Но для нас это благоприятный фактор. Причина в том, что растут цены на энергоносители. Топливо очень дорогое: больше 26 руб. за литр. Дорогие запчасти, при этом они низкого качества. Государство даёт нам субсидии, но рост цен на материальные ресурсы делает их незаметными. Нет стабильных цен на сельскохозяйственную продукцию, очень тяжело прогнозировать доходы и расходы. Выкручиваемся как можем.
- Какие планы по развитию предприятия?
- Планов - море, но их реализация останавливается на финансах. Сейчас настало время отдавать бюджетные кредиты, которые нам давали в 2003-м - только за прошедший год мы отдали 30 млн руб. по кредитам. Это тормозит развитие. Хотим построить новый коровник, увеличить поголовье… Надеемся, что всё это со временем получится.
- На одной из подмосковных ферм коровы смотрят телевизоры. Фермеры считают, что так повышаются надои молока. А вы используете какие-нибудь необычные подходы?
- Телевизоры наши бурёнки не смотрят, но музыку слушают с самого первого дня. Правда, доярки предпочитают поп-музыку, хотя мы и стараемся склонить их к классической.
- Сколько сотрудников на предприятии?
- Всего у нас работает 140 человек. Молодёжь стараемся поддерживать - в этом году купили два дома для своих молодых семей, сейчас заключаем договор на строительство ещё одного домика на 83 кв. метра. Нехватки кадров не ощущаем: есть работа - молодёжь остаётся в селе.